Воспитание детей и подростков составляет одну из главных задач современного общества. На воспитание ребенка влияют среда, в которой он вращается, и школа, и СМИ. Все перечисленные факторы способствуют развитию и совершенствованию нравственных и творческих сил у подрастающего поколения. И особое место в системе влияния на мировоззрение и формирование системы ценностей детей и подростков занимают средства массовой информации. Что мы называем средствами массовой информации? На этот вопрос старшеклассники ответили сразу: масс-медиа - периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы распространения массовой информации. Интернет рассматривается не как особое СМИ со своей уникальной природой, а как разновидность информационной среды, которую может использовать каждый. Так вот, действительно ли средства массовой информации способствуют формированию неповторимой индивидуальности, обеспечению роста и совершенствования нравственных сил детей и подростков? Мы попытались составить общий взгляд на эту проблему на очередном музейном уроке для учащихся 10- 11 классов. Данная проблема актуальна и для нашего Дома.
И в связи с этим, следует отметить, что СМИ может производить как позитивное, так и негативное воздействие на молодых людей. Таким образом, СМИ имеет две стороны влияния, как две стороны медали. Из анализа анкеты для старшеклассников, которую провели ведущие музейных уроков.
Позитивные моменты: СМИ держит в курсе всех происходящих событий, средства массовой информации повышает общую культуру, в том числе и политическую культуру населения; служит для взаимного информирования властей и населения; снимают социальную напряженность.
Негативные моменты: СМИ являются также источниками пошлой информации; в современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах существует насилие; «взрослой» субкультурой вытесняет детскую субкультуру; снижение количества и качества передач для подростков. Вытеснение отечественной культуры созданной для подростков, доминирование далеко не лучших образцов западной массовой культуры. Снижение художественного и интеллектуального уровня ряда передач для детей и подростков.
Из презентации, подготовленной Т.Трегубом, ребята узнали, что с раннего возраста ребенок начинает осваивать Интернет. В Интернете он чувствует себя, как рыба в воде. Он для них удобен, это и средство развлечения, и средство доступа к миру информации. В 8-15 лет, дети становятся наиболее активными в Интернете. Уже в этом возрасте часто заводят свои персональные интернет - странички, некоторые ведут дневники - блоги. По сети они общаются как с одноклассниками, так и с виртуальными друзьями. Плюсы Интернета состоят в том, что сеть предлагает образовательный и полезный опыт, правильное использование которого, может улучшить их успеваемость в школе. Это вроде бы хорошо, ведь следует идти в ногу со временем.
Школьный психолог:
- Но при этом, дети не видят угрозы, которую несет в себе глобальная сеть. Статистика выявляет: 9 из 10 детей в возрасте от 8 до 15 лет сталкивались с порнографией в сети, около 17% регулярно заглядывают на запретные ресурсы, примерно 5,5% готовы претворить увиденное там в жизни. Здесь есть свои недостатки, такие как неточные данные, а также неподходящие для детей и подростков в области информации. В результате дети и подростки по своей неопытности, отсутствии системы ценностей сталкивается со «взрослой информацией», которая несет угрозу и физическому, и психическому здоровью.
Существуют сайты, посвященные порнографии, пиротехнике, суициду, обсуждению действия тех или иных наркотиков. Встреча с опасными людьми в чатах или других областях. По статистике, это самый большой риск. Подростки могут войти в такие не желательные для них компании, как радикальные политические группы, сатанинские культы. Опасно вовлечение в азартные игры. Даже простые игрушки наносят непоправимый вред, занимая у ребенка подавляющую часть времени, отвлекая его от занятий и спокойного отдыха, вредя психическому и физическому здоровью.
А.Глазова, познакомила ребят с ведущими СМИ Германии, а Е. Бачурина с наиболее популярными газетами и журналами Англии. Т.Третьякова прочитала загадки о компьютере, которые оказались для некоторых ребят трудными. Но отгадка была своевременно подсказана А.С. Хлебниковым, ведь он в сети не новичок! Следует отметить, что у старшеклассников хорошие знания о компьютере, особенно у одиннадцатиклассников!
Исследуя данную информацию, Т. Трегуб сделал вывод:
- Отечественные средства массовой информации, создавая журналы, статьи, передачи и т.д., должны ставить себе задачу расширения кругозора, повышение уровня образованности, культуры, начитанности среди детей и подростков. На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:
Основным источником информации для молодежи является Интернет, в тоже время все большее значение приобретает телевидение.
Большинство газеты не читает. Пользуется Интернетом.
Школьники старших классов чаще анализируют информацию, полученную из источников СМИ и формируют о ней мнение самостоятельно.В ходе данного исследования мы выяснили, что учащиеся 5 - 11 классов почти ежедневно используют СМИ в качестве главного источника информации. Причем основным источником является Интернет. Надо отметить, что уже второй год мы ведём профилактическую работу среди пользователей Интернета и сотовых телефонов, все знают о вреде и пользе данного СМИ, но Памятки не выполняют и «висят» в Интернете от 2-6 часов, некоторые и больше.
Мальцев Сергей:
- Я получил интересную информацию о СМИ для себя, пользуюсь образовательными и полезными сайтами для улучшения успеваемости. Спасибо за приятное, информативное общение!
Р.Д. Башарина, учитель немецкого языка,
О.Г.Шитова, руководитель Музея истории. |