Трудовой десант
Закончен учебный год, сданы экзамены. Началась замечательная пора летних каникул. Кто-то из воспитанников детского дома готовится к туристическим походам, кто-то старается выплеснуть накопившуюся за учебный год энергию в спортивных играх, кто-то в тенистой тишине читает книги, но есть и те воспитанники, которые решили лето использовать с пользой – решить свои материальные проблемы – поработать в трудовой бригаде детского дома и поучаствовать в проекте центра подготовки к выпуску и постинтернатного сопровождения выпускников «Заработай деньги сам».
Об этом проекте ребята хорошо знают из опыта участия в программе центра «Дом моей мечты. Погружение в жизнь», используют его возможности, обращаются индивидуально с заявлением для решения вопроса участия в проекте. Работа есть всегда! Сейчас нужно рассадить цветы, прополоть сорняки, придать форму кроне кустарников и деревьев, покрасить лавочки, деревянные конструкции, опоры цветочных клумб, полить цветник, спилить сухие ветки, вывезти мусор. Работа не сложная, на свежем воздухе. Принимая солнечные ванны, подшучивая друг над другом, ребята быстро выполняют задания, и время для них летит незаметно. При этом каждый день воспитанники заполняют дневники с отчетом о выполненной работе, учитывается не только время работы, но и её объем, качество. По договору деньги можно накопить и получить заработок по итогам трудового десанта, а можно при острой необходимости получить расчет за отработанный день.
Так, Александр решил, что деньги он потратит на одежду, которая ему будет нужна после выпуска из детского дома. Р Марина хотела бы купить хорошую спортивную обувь. Настя взяла деньги за отработанный день и решила побаловать себя в выходные дни вкусняшками.
Начав участие в проекте видно, что самооценка воспитанников сразу повышается. Иван творчески подходит к покраске. Ему нравится смешивать цветовые гаммы, комбинировать цвета. Покрасит, отойдет, оценит, возвращается вновь, добавит мазок – как настоящий художник! При этом успевает помечтать о своем завтрашнем дне – хочет пойти учиться профессии «организатора - технолога по приготовлению пищи» в Кемеровский Государственный Университет.
Студенты Сергей и Володя в столярной мастерской детского дома делают деревянный заборчик для палисадника. Уж кому, как не студентам, хорошо известно, как трудно распределить стипендию и жить самостоятельно, когда нет пятиразового полноценного питания, никто не заботится о наличии у тебя одежды и обуви, о проезде, о лечении и пр. Сейчас они четко себе говорят: «Мы думали, что в детском доме был «кнут», а это оказался «пряник». Когда заставляли учиться, надо было брать как можно больше, этот багаж не в тягость. Надо учиться работоспособности, закаливать свой дух, воспитывать в себе волевые качества. Это оказывается так не просто».
Прекрасное время для того, чтобы строить планы на будущее. Выполняя задание, успеваешь пообщаться с педагогом-психологом центра Лилией Валерьевной – подводишь итоги: прежде, чем получить зарплату, надо и мозоли натереть, и спину натрудить, и пот пролить, лишь только потом поймешь настоящий вкус денег. Воспитанники приобретают опыт первых трудовых отношений. Усваивают, что есть трудовая дисциплина – опоздания не поощряются, обязательно соблюдение техники безопасности, страховка, безукоризненное выполнение полученного задания, субординация, работа в бригаде и общая ответственность. Воспитанники усваивают, что «Главный мой актив – это моя работоспособность. Без человека ничего не работает, ни робот, ни машины, ни самолеты и пр.»
Мы, педагоги, стараемся дать им только семена, они сами взрастят в себе остальное.
Воспитатель центра ПВ и ПС М.Н. Попова
|