Год начала функционирования службы: 2000 г.
Сотрудники службы педагогов-психологов
Цель и задачи работы педагогов-психологов:
Цель: психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в учреждении (психодиагностика, развитие, психоконсультирование, психопрофилактика)
Задачи:
- Исследовать познавательные функции, личностные особенности эмоциональные состояния, межличностные отношения профессиональную направленность воспитанников детского дома-школы на всех возрастных этапах;
- осуществлять консультирование и просвещение всех субъектов образовательного процесса (воспитанники, педагоги, учителя, администрация);
- сопровождать воспитанников в период прохождения адаптационного периода (вновь поступившие дети, обучающиеся 1 и 5 классов) и подготовки к сдаче экзаменов (ЕГЭ, ГИА, ГВЭ – 9, 11 классы);
- проводить развивающую работу, в рамках психологической компетенции специалистов, направленную на преодоление трудностей в развитии детей, стабилизации психоэмоциональных состояний (страха, агрессии, тревожности и т.д.), формирование конструктивных межличностных отношений, социального поведения (работа с детьми «группы риска»; с детьми, представленными на школьный ПМПк и Совет профилактики);
- пропагандировать здоровый образ жизни среди обучающихся, способствовать повышению мотивации воспитанников к ведению здорового образа жизни; осуществлять профилактику аутодеструктивного поведения воспитанников школьного возраста;
- стимулировать профессиональное и личностное самоопределение воспитанников, содействовать успешной адаптации выпускников учреждения; формировать психологическую готовность выпускника к вступлению в самостоятельную жизнь;
- способствовать развитию самопознания обучающихся, навыков конструктивного общения;
- осуществлять психологическую подготовку воспитанников к переходу в приемную семью или возвращению в кровную семью, формировать положительный образ семьи у детей на всех возрастных этапах;
- осуществлять мероприятия направленные на профилактику жестокого отношения к детям;
- осуществлять психологическое консультирование граждан, желающих принять в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей;
- проводить работу, направленную на профилактику профессионального выгорания педагогов.
Работа службы педагогов-психологов строится на основе утвержденного годового плана на каждый учебный год, который включает в себя 5 направлений:
- диагностическое,
- развивающее,
- консультативное,
- психопрофилактическое,
- просветительское.
Педагоги-психологи учреждения работают со следующими категориями клиентов:
- обучающиеся всех возрастов,
- педагоги,
- сотрудники учреждения,
- родственники воспитанников,
- граждане, желающие получить консультацию по вопросам принятия ребенка из детского дома в свою семью и т.д.
- выпускники детского дома-школы.
В сложных жизненных ситуациях вы можете обратиться:
- Экстренная психологическая помощь: 8-(3843)-71-30-63
- Службы психологической помощи в г. Новокузнецке:
- ГОО «Кузбасский РЦППМС», отделение Новокузнецкого городского округа, ул. Шункова 16а, тел. 37-56-83.
- Центр психологического консультирования «АКМЕ» МАОУ ДПО ИПК, ул. Транспортная 17, тел. 73-75-00.
- Уютный дом, МКУ социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, ул. Металлургов 10, тел. 74-31-18.
Телефоны доверия для детей и подростков:
8-800-2000-122; 8-(3843)-71-30-54
Телефон доверия для взрослых: 8-(3843)-71-30-64
НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫЕ ПРИЧИНЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕПРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ
1. Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых и, в первую очередь, значимых для подростка взрослых: мамы и папы, других кровных родственников.
2. Резкое повышение общего ритма жизни.
3. Социально-экономическая дестабилизация.
4. Алкоголизм и наркомания среди родителей, кровных родственников.
5. Жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие.
6. Алкоголизм и наркомания среди подростков.
7. Неуверенность в завтрашнем дне.
8. Отсутствие морально-этических ценностей.
9. Потеря смысла жизни.
10. Низкая самооценка, трудности в самоопределении.
11. Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни.
12. Безответная влюбленность.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕПРЕССИИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Когда именно родителям необходимо насторожиться
- Сниженное настроение у подростка – от лёгкой грусти до полного отчаяния. Может наблюдаться печаль, тоска, апатия (безразличие, снижение активности), чувство душевной боли. Проявляется это в грустном выражении лица, частых глубоких вздохах, пессимистичных высказываниях.
- Нарушение сна у ребенка (затрудненное засыпание, ночные или ранние пробуждения, чуткий, прерывистый сон, либо, очень глубокий).
- Повышенная утомляемость.
- Повышенный уровень тревоги, беспокойства.
- Возможно повышение агрессивных реакций – конфликтность. Раздражительность. Вспыльчивость.
- Снижение иммунитета.
- Снижение памяти, работоспособности. Нарушение внимания. Снижение умственных способностей.
- Погруженность в печальные переживания, сниженная самооценка, пессимистическое восприятие будущего.
Причины данного расстройства неоднородны. Если вы увидели хотя бы один из перечисленных выше признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание своему подростку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже, если ваш сын или дочь отказываются от помощи, уделяйте ему больше внимания, чем обычно.
Обратитесь к специалисту самостоятельно или с ребенком за консультативной помощью: к педагогу, психологу, психиатру, психотерапевту.
Как родители могут помочь своему ребенку в сложной ситуации
- Установите заботливые взаимоотношения с ребенком. Принимайте и любите ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками.
- Будьте внимательным слушателем. Искренне ежедневно интересуйтесь его жизнью, успехами и проблемами в школе, взаимоотношениями со сверстниками, его увлечениями (спорт, музыка, хобби, интересные для него сайты и т.д.). Родители могут зарегистрироваться в соц. сетях, где у ребенка своя личная виртуальная жизнь.
- Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации. Ни в коем случае, не обвиняйте ребенка в чем-либо, не заставляйте его идти с вами на откровенный разговор, если он сам не хочет этого.
- Помогите определить источник психического дискомфорта. Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно.
- Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы. Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее.
Что делать, чтобы таких ситуаций не возникало
- Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.
- Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.
- Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте, словом и делом.
- Больше любите своих подрастающих детей, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.
- Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей.
- Вселяйте надежду, что любая ситуация может разрешиться конструктивно.
- Привлеките к оказанию поддержки значимых для ребенка лиц.
Для этого:
- расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым;
- придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному;
- помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.
Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогаем ребенку в его развитии. «Что посеешь, то и пожмешь!» - гласит народная мудрость. От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое. Он может уберечь ребенка от многих проблем и невзгод.
Совет родителям прост и доступен: Любите своих детей, будьте искренни и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе.
Программы психолого-педагогического сопровождения, реализуемые сотрудниками службы:
Название, автор |
Цель |
Адресат |
Цикл занятий «Я – первоклассник», |
Для обеспечения успешной адаптации обучающихся к школьному обучению |
обучающиеся |
Программа внеурочной деятельности по профориентации «Тропинка в мир профессий», автор-составитель: Ялынычева С.Ю. |
Расширение знаний о мире профессий, повышение психологической готовности к профессиональному и личностному самоопределению |
обучающиеся |
Программа «Школа отцов», автор-составитель Поденкова А.П., Кошкина О.В. |
Повышение уровня психолого-педагогической компетенции родителей (отцов), умений и навыков для успешного обучения, воспитания и развития детей |
для работников ЕВРАЗ ЗСМК |
Программа «Профилактика аутодеструктивного поведения школьников в образовательной организации» |
Первичная профилактика аутодеструктивного поведения среди несовершеннолетних |
обучающиеся |
Курс занятий «Конструктивное общение» |
Развитие коммуникативных способностей воспитанников старшего школьного возраста |
обучающиеся |
Цикл занятий «Шпаргалка», |
Формирование навыков самостоятельного получения знаний, составления и написания конспекта, «шпаргалки» при подготовке к экзаменам |
обучающиеся |
Цикл занятий «Я пятиклассник», |
Развитие адаптивных возможностей учащихся при переходе в среднее звено обучения |
обучающиеся |
Цикл занятий «Азбука общения», |
Развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности воспитанников |
обучающиеся 10-12 лет |
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Почемучка»; автор-составитель Бойкова А.В., рецензия: зав. Кафедрой художественного образования, педагогики и психологии развития личности, д.п.н., профессор Шалавина Т.И. |
Содействие социализации младших школьников посредством самопознания, саморазвития и самоопределения. |
обучающиеся |
Программа внеурочной деятельности «Умники и умницы», автор-составитель Бойкова А.В. |
Развитие познавательных способностей обучающихся, испытывающих сложности в усвоении школьной программы и имеющих задержку в развитии познавательной сферы, на основе системы развивающих занятий. |
обучающиеся 1-4 классов |
Программа внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия (психокоррекционные)» для обучающихся с ОВЗ |
Развитие и коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы с учетом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития. |
обучающиеся 1-4 классов |
Программа внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия (психокоррекционные)» для обучающихся с ОВЗ |
Развитие и коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы с учетом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития. |
обучающиеся 5-9 классов |
Цикл занятий «Логика» для обучающихся среднего школьного возраста, автор-составитель Терентьев Б.В. | Развитие когнитивных процессов у обучающихся | обучающиеся 6-8 лет |
Программа «Год от школы: от А до Я», автор составитель: Крупина Н.А. | Психологическая готовность к школьному обучению. | обучающиеся 6-7 лет |
Цикл занятий «Школа маленьких гениев», автор-составитель: Крупина Н.А. |
Развитие когнитивных процессов, игровой деятельности. |
Обучающиеся 4-5 лет |
Программа «Тропинка в новую жизнь», автор-составитель Ялынычева С.Ю. |
Создание условий для успешной адаптации и социализации несовершеннолетних, психологической коррекции и развития эмоционально-волевой и познавательной сфер. |
Воспитанники 3-7 лет |
Программа «Школа приёмных родителей», авторы-составители: педагоги-психологи А.В. Бойкова, Поденкова А.П., социальный-педагог Велькович Е.В., зам. директора по УВР д/о Прохорова А.Г. |
Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей |
для потенциальных родителей и опекунов |
При организации групповой работы с обучающимися разного возраста педагоги-психологи используют различные формы:
Индивидуальная работа педагогов-психологов с обучающимися осуществляется по запросу администрации, педагогов, результатам психологической диагностики и проводится по следующим направлениям:
- стабилизация психоэмоционального состояния (снижение уровня агрессивности, тревожности и т.д.);
- работа с детьми «группы риска», демонстрирующими ассоциальное поведение;
- профилактика употребления ПАВ, суицидального поведения;
- подготовка ребенка к переходу в приемную семью или возвращение в кровную семью;
- профориентация;
- консультирование выпускников по вопросам организации своей жизни после выхода из детского дома и т.д.
Положение о службе педагогов-психологов
Положение о "Службе примирения"
Положение о психолого-педагогическом консилиуме
Положение о МО педагогов-психологов
Материальное оснащение кабинетов службы педагогов-психологов
Программа для мужчин, будущих и настоящих отцов «Школа отцов»
Использование потенциала сенсорной комнаты в работе педагогов-психологов