С чего же начинается школьный этикет?
Каждое утро, переступая порог детского дома, наблюдаем, что одни дети всегда вежливы и приветливы, здороваются с учителями и взрослыми. Другие дети считают, что здороваться совсем не обязательно. Можно ли поправить данную ситуацию? Как убедить ребят соблюдать правила культурного поведения в школе и при общении друг с другом? Знают ли они, что такое этикет? И верно ли, что, соблюдая правила этикета, можно стать более уверенным и успешным человеком?
6 декабря, музейный урок на тему «Правила поведения и современный школьный этикет» стал итогом исследовательской работы по программе «Школа успеха». Ведущие музейных уроков начали тематическое внеклассное мероприятие, которое проводилось в форме дискуссии, с презентации. Фотографии к презентации были сделаны на основе этикетных ситуаций в нашем детском доме.
Устименко Елизавета:
- В Толковом словаре русского языка Ожегова С. И читаем: «ЭТИКЕТ – правила поведения человека среди других людей»
Как и много столетий назад и в наше время, подтверждается определение Ожегова С. И. и неизменным остаётся принцип: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Именно при Петре I вышла в свет книга о хороших манерах «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». Этот труд был адресован в первую очередь молодёжи и в доступной форме рассказывал о правилах поведения в обществе. Существует много видов этикета, и поскольку мы учимся в школе, то нас в настоящее время больше интересует школьный этикет. С чего же начинается школьный этикет? Наверное, прежде всего с понимания того, что же такое ШКОЛА. Школа – то место, где мы учимся, развиваемся, обогащая новыми знаниями ум, интеллект, душу. Школа – это храм науки. Значит, и вести себя в нём нужно соответственно.
Хорев Сергей:
- Правила школьного этикета мы разделили на несколько частей: внешний вид, речевое общение, поведение в школе, взаимопомощь и дружба.
Чтобы узнать знают ли ребята правила поведения в школе и умеют ли их применять, им были заданы следующие вопросы:
- Что такое школьный этикет?
- Какие правила поведения учащихся в школе вы знаете?
- Что ты делаешь на перемене?
- Нарушаете ли вы правила поведения учащихся в школе?
Проанализировав результаты опроса, мы поняли, что ситуация нуждается в коррекции: Некоторым учащимся нужно больше интересоваться школьной жизнью и читать книги, перемены следует проводить более интересно: играть в шашки, настольные игры, читать. Мы решили вывесить в кабинетах общие правила поведения для учащихся нашей школы.
Ольга Григорьевна Шитова, руководитель Музея истории:
- Наверняка у вас, ребята, уже голова пошла кругом от обилия правил и ограничений. И вы хотите спросить, а как же это все запомнить? Есть несколько секретов.
Первый. Когда общие правила этикета вы соблюдаете каждый день, то любой полезный навык довольно быстро становится привычкой.
Второй. Стань учителем этикета для тех, кто младше вас. Обучая их, вы более продуктивно запоминаете правила сами.
Третий. Самый интересный. У тебя наверняка есть близкий человек, чьим мнением ты дорожишь, на кого хочешь равняться. В этом случае сто раз подумаешь, прежде чем намусорить, посплетничать или обидеть слабого. Это очень эффективный способ сделать из себя воспитанного человека с приятными манерами.
Она рассказала о правилах этикетного поведения школьников в музеях, ведя диалог - общение с ребятами:
- Чувство меры, вежливость, тактичность, скромность, а главное — искренняя благожелательность по отношению ко всем окружающим - вот качества, которые безотказно помогут в любых жизненных ситуациях, даже тогда, когда вы не знакомы с какими-либо мелкими правилами этикета, которых существует на Земле великое множество. Знайте, что посещая музеи другие организации, вы представляете свой класс, свой родной Дом!
Практическое применение полученных знаний проводилось в форме ролевой игры, где школьники исполняли разные роли, показывали мини – спектакли в разных тематических ситуациях: знакомство в музее, диалог – расспрос, взаимовыручка, поведение в столовой и другие.
Уровень знаний этикетных правил у школьников и отношение к их содержанию значителен и обширен, но на практике (особенно у учащихся среднего звена) выявляются некоторые факты разрыва между пониманием и требованием социальных норм.
Мы думаем, что у ребят будет вырабатываться потребность начинать свой учебный день в мире и согласии, даря при этом друг другу радость и тепло, которых нам всем порой так не хватает, которые так нужны в учебном процессе. Наше общение на музейном уроке будет подспорьем для общения в предложенных этикетных ситуациях. Этикет является частью общей культуры школьника, знание которого способно повлиять на формировании его культурного уровня, а в дальнейшем и культурного общества в целом.
Всем спасибо, до скорого свидания!
Башарина Р.Д., педагог-организатор, Шитова О.Г., руководитель Музея истории
|