На базе МКОУ «Детский дом-школа №95» совместно с областным государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» (ТОИПКРО) для педагогов детского дома-школы была организована программа повышения квалификации по теме «Раскрытие и развитие творческого потенциала личности средствами искусства». 50 педагогов получили удостоверения о повышении квалификации в объеме 72 часов (40 часов – очного и 32 часа заочного обучения). Программа «Раскрытие и развитие творческого потенциала личности средствами искусства» Перемены, происходящие в обществе, диктуют необходимость ориентации современного образования на подготовку творческой, «инновационной» личности, способной эффективно действовать в ситуациях неопределенности и быстро меняющихся условиях. Назрела необходимость в организации таких форм практической работы, которые обеспечивают возможность погружаться в стихию творчества и как спонтанного действия и как специально организованной деятельности, что позволяет исследовать и формировать новые модели отношений и поведения. Определяя формат творческих практик, авторы отталкивались от простого соображения: решая какую - либо творческую задачу, бессмысленно пытаться убедить себя или других людей быть творческим, вовлеченным в творчество, интуитивным или же - допускать в своих творческих фантазиях очевидные несуразности, несоразмерности, несовместимости. То есть - необходимо дать инструменты, средства, позволяющие человеку делать это; искали такие формы практической работы, которые обеспечивают возможность легко и естественно погружаться в стихию спонтанного действия, соединять эмоциональные и интеллектуальные компоненты творчества. В качестве источника переживаний, актуализирующих креативность, активно задействовали разнообразные средства искусства. Одно из центральных мест занимают приемы и способы первичного художественного творчества, в которых главной действующей силой являются законы самоорганизации материи, существующие в природе. Это активные художественные практики, не требующие изначального умения рисовать. В структуре программы 6 разделов: - разделы 1 и 2 («Креативность и творчество» и «Актуализация креативных возможностей личности и группы с помощью средств искусства. Типы практик: особенности, перспективы, преимущества и сложности») представляют собой практикумы, которые направлены на формирование знаниевых компетенций, ориентируют в понятиях, определениях, подходах к искусству и творчеству; на живых примерах позволяют увидеть возможности и открывающиеся перспективы использования средств искусства в практиках актуализации креативности.
- 3 раздел («Палитра арт-средств. Первичное художественное творчество») посвящен знакомству с широкодоступными и эффективными арт-практиками. Представляет собой цикл арт-мастерских. В разделе даны приемы и средства, представляющих интерес как инструментарий и для психологов и для дизайнеров и художников.
Среди современных актуальных психолого-педагогических компетенций одной из значимых является разработка сценариев, проектирование и ведение активных практик актуализации и развития творческого потенциала. Поэтому раздел 4 включает цикл арт-сессий с разбором сценариев, а 5 раздел представляет собой практикум по проектированию и ведению тренингов креативности, творческих мастерских, арт-сессий. Включает примеры разработки социальных проектов с использованием средств искусства. - 6 раздел – индивидуальное консультирование и консультирование малых групп из числа участников программы, создающих свои собственные арт-практики для реализации
Цель: обучение приемам, методам и навыкам проектирования, организации и ведения психологических практик с опорой на средства искусства (мастерских, тренингов, арт- сессий и т.п.), направленных на актуализацию творческих возможностей личности Задачи: - Знакомство с практикой моделирования эффективных психолого-педагогических приемов, направленных на актуализацию креативных возможностей личности и группы в специально организованных формах.
- Обучение навыкам работы с широкой палитрой арт-средств.
- Обучение навыкам проектирования, организации и ведения разнообразных психолого-педагогических практик актуализации креативных возможностей с использованием арт-средств.
В результате освоения программы обучающийся должен: Знать: - Возможности развития целостного психологического потенциала человека.
- Особенности психологии самоактуализирующейся личности, мотивации достижения и самосовершенствования.
- Современную практику моделирования эффективных психотехнических приемов, направленных на актуализацию креативных возможностей личности и группы в специально организованных формах.
- Роль и место искусства в современном мире и специфике теорий и практик областей психологии, связанных с искусством: арт-терапией, психологией искусства, психологией творчества
Уметь: - Работать с широкой палитрой арт-средств.
- Проектировать и реализовывать практики актуализации творческих возможностей, задействующие арт-средства.
- Ассимилировать в своей профессиональной работе интуитивный опыт личного участия в арт-группах.
Владеть: - Навыками реализации интерактивных методов, ориентированных на личностный рост и актуализацию креативных возможностей личности и группы.
- Базовой позицией фасилитатора.
- Арт-коммуникативной культурой и возможностями ее трансляции в групповом тренинговом процессе (управление процессами психо-эстетических переживаний, творческого взаимодействия, обратной связи, эмпатических отношений, и т.п.).
При реализации программы применяются следующие методы ведения занятий: - Практикум - активная образовательная технология, обеспечивающая освоение необходимого материла через практические формы работы, такие разбор конкретных ситуаций, тренинги, демонстрации.
- Арт-мастерская - интерактивная образовательная технология, обеспечивающая практическое применение приобретенных знаний и получение нового опыта в ситуациях межличностного взаимодействия. Мастерская ориентирована на личностное развитие участников.
- Арт-сессия - интерактивная образовательная технология, обеспечивающая практическое применение приобретенных знаний и получение нового опыта в ситуациях взаимодействия малых групп. Арт-сессия ориентирована на навыки групповой работы и адаптацию полученных навыков к профессиональной работе.
Все занятия обеспечены компьютерными презентациями, видео материалами и электронными комплектами для практической работы.
|