Молодёжные субкультуры: история, традиции, идеология.
Актуальность выбранной темы обусловлена не только программой ИЯ по страноведению, но и появлением в последнее время большого количества разнообразных субкультур, связанных с творческой реализацией молодежи. Отклонения от норм могут носить как позитивный, так и негативный характер. Исследование по теме проводилось с помощью опроса, рассчитанного на учащихся 10 - 11 классов нашей школы, а так же на пользователей социальных сетей, в данном случае «ВКонтакте» в такой же возрастной категории. Оно предполагало изучение мнения молодого поколения на тему «Влияние субкультуры на становление личности в подростковом возрасте»:
- Что такое субкультура?
- Какие причины, на Ваш взгляд, вынуждают молодых людей объединяться в неформальные группы?
- Что объединяет людей, состоящих в неформальных группах?
- Какие молодежные неформальные течения Вам известны?
- Как Вы относитесь к тем или иным неформальным объединениям?
- Причисляете ли Вы себя к какому-либо молодежному течению?
- Как, по-вашему, общество воспринимает неформалов?
15 марта А. Куприященко, К. Горбунова, А.Глазова, ведущие музейных уроков, подытожили мнение подростков нашей школы и пользователей социальных сетей:
- Созидательный характер неформальных молодёжных движений носят: реперы, рокеры; разрушительный - готы, панки; развивающий - паркур; разрушающий - скинхеды, эмо, растаманы. Во время музейного урока был проведён сравнительный анализ субкультур России, Германии, Англии. Школьники отметили, что в этих странах одни и те же субкультуры. Молодежь стран изучаемых языков волнуют одни те же вопросы, проблемы. Общие субкультуры сближают молодежь, помогают стереть многие барьеры в общении. Спортивные молодёжные движения намного больше распространены в Германии, Англии, чем в России. Интеллектуальные субкультуры типа флэшмоба также на высоте. Здесь существует четкое разделение молодежи по соответствующим субкультурам.
Десятиклассники осведомлены о неформальных молодёжных движениях, но ни в одном из них не состоят. В процессе урока ученики познакомились с историей возникновения различных молодёжных неформальных объединений, с их традициями и идеологией. Они получили представление о контркультурах как опасных для психического здоровья подростка явлениях в современном обществе.
Чтобы изучить мнения школьников по проблеме молодежных субкультур и сопоставить их мнения с действительностью, была проведена викторина в картинках, в которой были задания разной сложности. А. Куприященко, И.Бутцева, Т. Чернобурова,
Д. Умрилов отличились в знании и умении полно и точно раскрыть суть заданий по данной теме.
Видеоролики, просмотренные ребятами, познакомили их с байкерским движением, паркуром, другими необычными субкультурами, неформалами в Германии и Англии. Например, в Англии открыто преследуются готы и эмо, подлежат избиению и насилию, а в Лейпциге, на Троицу, проходят ежегодные фестивали готов со всего мира.
Своими размышлениями о байкерском клубе в городе Новокузнецке и шефской работе в 11 классе поделился Белобородов Антон (ВКонтакте):
- Для нас байк – стиль жизни, а не просто быстрый и удобный способ передвижения. Всех нас объединяет одна вера и поклонение одному кумиру - Скорости. В определенной мере байкинг - спорт, но спорт экстремальный. Я являюсь президентом байкерского клуба «Black Ice». У клуба есть Устав и Обязательства. Байкеры - это люди с сильным характером, любящие мотоцикл, дорогу, скорость, экстрим, путешествия, общение. Так получилось, что мы стали шефами в 1д классе и наша дружба до сих пор продолжается. Мы устраиваем пикники, играем вместе в футбол, волейбол, катаемся на мотоциклах, проводим разного рода экскурсии, наблюдаем за взрослением и становлением личности наших подшефных. Байкеры - позитивное направление в субкультуре!
Проблематика молодёжной субкультуры и молодежных объединений достаточно нова для нашего общества, поэтому она еще носит теоретический характер и требует глубокого осмысления сквозь призму не только культурологической науки, но и других сфер жизнедеятельности общества и социальных институтов.
Спасибо всем за участие и подготовку этого познавательного урока!
Башарина Р.Д., учитель немецкого языка,
Крашкина И.А., учитель английского языка.
|