Личностный опыт выпускников детских домов для воспитанников
Каково это – провести детство в детском доме? Какой след оставляет на настоящем и будущем такой опыт? Как выпускники детских домов оценивают свое прошлое? Что чувствовали, живя без родителей? О чем думали, когда покинули коллективные учреждения и оказались одни? Что чувствуют сейчас – спустя годы, как относятся к себе, своему детству и опыту сиротства.
Ответы на эти вопросы важны всем, кто хочет грамотно и комплексно помогать детям-сиротам. Эти знания позволяют посмотреть на проблему сиротства с разных сторон, корректировать работу и помогать эффективнее.
Есть только один способ узнать ответы на эти и многие другие вопросы, – встретиться и лично пообщаться с нашими выпускниками, ведь кому как не им поверят наши сегодняшние воспитанники? Совместные занятия специалистов центра ПВ и ПС с воспитанниками и выпускниками детского дома в этом плане очень плодотворны.
Так, из беседы с Дарьей С., Руслан О. и Дмитрий Б. узнали, что самый сложный период - первый год после выпуска. Это жизнь, в которой много свободы и, по ощущениям, нет обязательств. В реальности первый год после выпуска – год набитых шишек и познания себя преимущественно через ошибки. Здесь молодых людей ожидает целая палитра трудностей: столкновение с самостоятельностью, испытание деньгами, отсутствие навыков самоконтроля и многое другое. С большинством бытовых вопросов, поясняет Дарья, она справились самостоятельно и без особых сложностей. Исключение составлял «квартирный вопрос» – для решения, которого она обратилась в центр ПВ и ПС, и специалисты помогли.
На занятии ребята сделали выводы, что после выхода из учреждения не все готовы к ответственности за свою жизнь, образование. Однако если помочь им в первые годы не наделать глупостей, удержаться в учебных заведениях, решить юридические, жилищные проблемы, то далее они смогут жить и развиваться вполне благополучно. Так получилось и с Дашей, на первом курсе техникума, когда ей исполнилось 18 лет, она решила полной грудью «вдохнуть дух свободы», появились долги и проект приказа об отчислении. Дарья вовремя прислушалась к настойчивым просьбам своего доброго друга - наставника еще с дошкольного детства. После нескольких серьезных бесед она постепенно закрыла долги, успешно сдала сессию, жизнь пошла своим чередом.
Эта история еще раз подчеркивает важность развития проектов наставничества в пространстве детского дома, тем более что наставником может стать любой из числа педагогических работников коллектива.
Социальный педагог центра ПВ и ПС
Ю.С. Долина
|