Детские общественные организации и современность
Уникальный воспитательный потенциал детских общественных организаций еще не раскрыт в должной мере, а без использования этого потенциала очень трудно решать проблемы современной молодежи. На музейном уроке по страноведению и регионоведению мы решилирассмотреть примеры детских общественных организаций, возникших в XX в., самыми значительными из которых, на наш взгляд, являются движение скаутов, гитлерюгенд и пионерская организация. Теоретический и презентационный материал был подготовлен ведущими: Бутцевой И., Королёвой А., Куприященко А., Козневым Р. , десятиклассниками.
- Скаутизм возник в начале XX в. в Великобритании. Основные его идеи были разработаны Робертом Баден - Пауэллом (1857-1941) и изложены в книге «Скаутинг для мальчиков». Вскоре движение скаутов охватило почти все страны Европы, в том числе и Россию. Идеология скаутов сводилась к трем базовым принципам: Долг перед Богом. Долг перед другими. Долг перед собой.
Особенность скаутизма состоит и в том, что в нем участвуют взрослые скаут - мастера, родители. Это способствует преодолению традиционного конфликта между поколениями. «Скауты, - подчеркивал Баден-Пауэлл, организация совершенно свободная, независимая от правительства». Ребята справились с вопросами, поставленными Алиной:
- Почему скаутское движение продолжает существовать и сейчас во многих странах мира?
- Назовите символику, эмблему, приветствие скаутов?
- Однако детская общественная организация может быть организована и сверху. Речь идет о немецкой юношеской организации, наиболее известной в истории под именем Гитлерюгенд, существовавшей с марта 1922 г. по май 1945 г. Согласно «Закону о Гитлерюгенд», основной задачей молодежной организации (национал-социалистической рабочей партии Германии) было «физическое, духовное и нравственное воспитание молодежи в духе национал-социализма». Но на вершине этой пирамиды стояло особое ведомство, управляющее всей деятельностью организации - Имперское руководство по делам молодежи. В целом молодежная политика партии в рамках Гитлерюгенд была направлена на воспитание поколения, идеологически устойчивого к чуждым влияниям, крепкого физически, хорошо подготовленного профессионально и безгранично преданного фашистскому режиму. Следует признать, что задачи, поставленные национал-социалистической партией перед молодежной организацией, были выполнены. Куприященко Алёна провела блиц - опрос по данной теме:
- Почему распалась организация?
- Какие основные направления политики партии были в рамках Гитлерюгенд?
- Пионерская организация возникла в России после Гражданской войны, как младшая ветвь рабочего революционного движения. Большой вклад в ее создание внесла Н. К. Крупская. В организации были установлены единые для всех образцы красного знамени, галстука, значка, другие символы, атрибуты и ритуалы.
Главным средством воспитания в пионерском движении стало активное участие подрастающего поколения в построении нового социалистического общества. Общим интересом для всех участников музейного урока было интервью Романа:
- Ольга Григорьевна, Вы были пионеркой и хорошо знакомы с пионерской организацией. Кто такие тимуровцы? Истоки тимуровского движения?
Расскажите об истории пионерской организации детского дома!
- Раиса Дмитриевна, как строилось управление в пионерской организации?
- Поколением Зет называют детей, родившихся примерно между ранними девяностыми и средними двухтысячными годами. Это будут идеалисты-прагматики с клиповым мышлением. Уже сейчас вовлечено 45% молодёжи в общественно полезную практическую деятельность: волонтёры, экологисты, паркурщики, граффитёры и другие. Думаю, что уже начались создаваться новые созидательные молодёжные движения.
-
Встречались ли Вы с представителями поколения Зет?
-
Есть ли у Вас черты данного поколения?
-
Как называется детская организация в нашем Доме?
Мнения участников встречи:
- Мы рассмотрели в общих чертах три исторические формы существования детской организации, узнали много нового и поучительного.
- Детская организация, в какой бы форме она ни существовала, благотворно влияет на процесс воспитания молодого поколения, позволяя успешно решать такие проблемы, как социальная адаптация подростков.
- Связь детской организации с государством имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
- Мы считаем, что детские общественные организации необходимы современным подросткам. Не найдя решения социальной адаптации, подростки уходят в неформальные организации.
- Мне понравилась символика пионерской организаций и её применение. Я погорнил, побарабанил, примерил значки, прикоснулся к истории. Спасибо организаторам за урок знаний.
Башарина Р.Д., учитель немецкого языка,
Шитова О.Г., руководитель Музея истории.
|