Добро пожаловать на
официальный сайт ГКОУ «Детский дом-школа «Дом детства»

654040, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Климасенко, д. 15, тел. 53-50-29.


Вы вошли как Гость | Группа "Гости"

НОВОСТИ | Каталог статей | Карта сайта | Контакты
Информация об учредителе
Обязательно ставьте оценки (звезды) и оставляйте комментарии к просмотренным материалам.
Меню сайта

Фотогалерея

Категории новостей
Страничка социального педагога [44]
Страничка педагога-психолога [19]
Страничка воспитателя [31]
Успешные выпускники [29]

Опрос
Кто посещает наш сайт?
Всего ответов: 1033


Кто онлайн:
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Система Orphus
Проголосуй за наш сайт
Главная » Статьи » Центр ПВ и ПС » Страничка педагога-психолога

ОБУЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЕМ – МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В РАБОТЕ С УЧАСТНИКАМИ ПРОГРАММ ЦЕНТРА ПВ И ПС

ОБУЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЕМ – МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

В РАБОТЕ С УЧАСТНИКАМИ ПРОГРАММ ЦЕНТРА  ПВ И ПС

Чтобы обучить выпускника или воспитанника действием в первую очередь необходимо установить с ним эмоциональный контакт, обсудить предполагаемые результаты и условия сотрудничества, раскрыть смысл и содержание предстоящей работы, определить общие профессиональные позиции, распределить обязанности, сформировать общие цели и задачи, мотивы сотрудничества (подготовительный этап).  Этот этап предполагает формирование чувства безопасности у выпускника. Поэтому необходимо провести первичную беседу с выпускником грамотно, показать, что ему здесь рады. Необходимо подчеркнуть выпускнику, что работа с ним ставит своей целью достижение его благополучия и оказание ему помощи. Такой подход поможет избежать конфликта интересов. Это достаточно важный момент, так как от него зависит успешность всей последующей работы.

Прежде чем приступить к обучению действием следует помнить и о информационно-аналитическом (диагностическом) этапе взаимодействия с выпускниками. Это определение основных проблемных (болевых) точек, готовности к самостоятельной жизни, осуществление общей и частной диагностики, изучение особенностей личности, имеющихся ресурсов. Сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение информации до субъекта проблемной ситуации. Также на этом этапе продолжаются реализовываться задачи предыдущего этапа – организация жизни выпускника в Центре, либо в социуме – общежитии профессионального учебного заведения, у родственников, самостоятельно, адаптация к его условиям, режиму, требованиям. Выявив проблемные точки, можно предложить выпускнику обучение действием в виде психологических тренингов, обучение навыкам приготовления пищи, навыкам прохождения медицинских, навыкам самостоятельного поиска работы. В период участия в программах центра сразу становится понятно, у кого из ребят какие проблемы могут возникнуть в дальнейшем.

Во время консультативно-проектировочного (договорного) этапа происходит обсуждение и выбор путей решения проблемы, определение последовательности действий, сроков исполнения, возможности корректировки планов, формирование индивидуального маршрута выпускника (плана сопровождения). Ознакомление с проектом маршрута других участников процесса сопровождения, подготовка участников.

Деятельностный (практический) этап, связанный с реализацией индивидуального маршрута с опорой на помощь других специалистов; стимулирование активности сопровождаемого, его самостоятельности; анализ и рефлексия процесса реализации плана, согласование и координация деятельности всех субъектов сопровождения. В случае необходимости корректировка плана и маршрута сопровождения. Содержание данного этапа определяется наиболее типичными или индивидуальными сложностями воспитанника, возникающими в постинтернатный период. Эти проблемы определяют блоки практического этапа:

- профессионально-трудовой блок (профориентирование, помощь в постановке на учет в Центре занятости населения, в поиске работы, трудоустройстве, адаптации к первичному трудовому коллективу, в распределении заработной платы и пр.), На этом этапе воспитанников знакомят с работой специалистов центра занятости, помогают собрать необходимый пакет документов о регистрации по месту жительства, для постановки на учет, рассказывают о программе «Первое рабочее место», при необходимости помогают в поисках работы. При этом проводится индивидуальная работа по оказанию помощи в планировании бюджета, тренинги по закреплению  коммуникативных навыков общения в новом коллективе. Оказывается помощь в благоустройстве новых мест в рабочем общежитии, покупке бытовой техники, продолжается поддержка при решении текущих проблемных ситуаций);

- образовательный блок (помощь в получении основного, начального и среднего профессионального, дополнительного образования). На этом этапе продолжается обучение действием – поддерживается постоянная связь с социальными педагогами, кураторами, воспитателями, заместителями по воспитательной работе профессиональных учебных заведений. Отслеживается посещаемость, успеваемость, участие в общественной жизни выпускников. Стимулируется их активность, ответственность, оказывается практическая помощь в преодолении трудностей обучения. В случае возникновения проблемных ситуаций согласовываются вопросы перевода на смежные профессии. По мере востребованности оказывается помощь в выполнении домашней работы, в подготовке курсовых, дипломных работ. Индивидуально оказывается психолого-педагогическая поддержка, даются рекомендации о том, как снять стресс, избежать конфликтов, общаться с неприятным человеком, справиться с нерешительностью и страхом, довести начатое дело до конца. В период помощи в профессиональном самоопределении выпускникам в центре предлагаются занятия с элементами анкетирования «Ваши профессиональные предпочтения», «Самые востребованные профессии на рынке труда». Здесь выпускников учат в форме деловых игр составить о себе резюме, беседу с работодателем, разбирают вопросы «Что такое дресс код», «Корпоративная этика и трудовая дисциплина», «Социальный пакет», организовываются экскурсии на предприятия и в профессиональные образовательные учреждения - это дает дополнительную социальную практику и помогает в выборе профессий;

- социально-бытовой блок (формирование умений ведения домашнего хозяйства (кулинария, домоводство), оказание первой медицинской помощи, знакомство с техникой безопасности в быту, основами ремонта одежды и обуви, развитие умений использования ресурсов различных социальных инфраструктур и учреждений и пр.) Именно на этом этапе наиболее активно воспитатели занимаются обучением действием выпускников, формируют модель социальной практики. Некоторые воспитанники, постоянно занимающиеся туризмом, имеют навыки приготовления пищи, могут распределить продуктовый набор рационально, составит меню, знают рецептуру и технологию приготовления несложных блюд. Другие ребята только в центре начинают знакомиться с этими вопросами. Не у всех детей одинаковые бытовые навыки. Есть дети, которые не видели сырых яиц, боятся разбить скорлупу, взбить яйца, затрудняются в процессе варки их для салата. Поэтому именно на этом этапе им нужна помощь в обучении действием. С этой целью реализуется проект «Академия домоводства», в рамках которого разработаны инструкции по правилам  пользования бытовой техникой, проводятся мастер-классы по приготовлению хлеба и кексов в хлебопечи, супов, овощных, мясных, рыбных  блюд в микроволновой печи и мультиварке. На практике выпускников обучают работе на домашнем комбайне, учат пользоваться плитой и духовым шкафом, холодильником. Для некоторых воспитанников необходимо не только обучение действием, но и неоднократное закрепление на практике умений чистить овощи ножом, овощечисткой. Иногда воспитанники боятся резать ножом картошку, лук, и другие овощи. С некоторыми выпускниками есть необходимость ежедневного контроля за расходованием денежных средств – расчета бюджета, совершения покупок в магазине, снятия средств со сберегательных счетов, посещения поликлиник. Несмотря на то, что воспитанникам на этапе подготовки к выпуску предоставлена возможность познакомиться в период экскурсий с работой таких государственных органов как управление социальной защиты населения, центр занятости населения, медицинских учреждений, органов опеки и попечительства, правоохранительных органов, этого оказывается мало. При реальном возникновении проблемных ситуаций выпускники теряются, затрудняются в установлении общения с государственными служащими. По этой причине по мере возникновения проблемы адресно оказывается обучение действием.

Неоднократно на практике выпускникам оказывается помощь, а значит и обучение действием, в вопросах обращения в органы опеки и попечительства для решения материальных проблем в снятии денежных средств и помощи в совершении покупок. Некоторых ребят приходится обучать правильно обращаться в регистратуру поликлиники, составлять беседу с врачом, грамотно описывать симптомы заболеваний, собирать анализы. Для выпускников реализуется не только теоретический курс занятий по оказанию первой медицинской помощи в различных жизненных ситуациях, но неоднократно пришлось на практике обучать действиям по спасению в случаях повышения температуры, пищевого отравления, получения ушибов, растяжений, умению измерить температуру, давление, продезинфицировать помещение, принять меры профилактического характера. Проводятся тематические беседы «Репродуктивное здоровье девушки», просмотр социальных роликов «Детский и взрослый алкоголизм», «Спайс-эпидемия», «Опасность социальных сетей» с последующей дискуссией;

- психолого-педагогический блок (подготовка к будущей семейной жизни, превенция девиантного и аддиктивного поведения, формирование коммуникативных умений, снятие психологических барьеров и страхов перед окружающим миром и пр.) Воспитателями, совместно с социальными педагогами и психологом центра реализуется программа «Твое будущее в твоих руках». В рамках этой программы в воспитанниках формируются знания о ценностях семьи, проводятся дискуссии, беседы, лекции о распределении ролей в семье, обсуждаются вопросы правовых основ брака, вопросы планирования семьи, доходов и расходов семьи, практические занятия с элементами решения вопросов семейного бюджета, деловая игра «Денежный поток», «Кредит – жизнь в долг или способ удовлетворения», происходит формирование навыков анализа условий кредитования, расширяется кругозор экономического мышления и потребительской культуры, формируются навыки обращения с денежными средствами. Для выработки коммуникативных навыков в качестве обучения действием воспитанникам предлагается беседа с элементами тестирования «Что такое толерантность», практическое занятие «Можно ли управлять собой», беседы с практическими заданиями «Роль общения в жизни», «Овладение способами невербального общения». Это также является обучением действием и формированием модели социальной практики воспитанников;

- собственно социальный блок (правовой, экономический и культурный компоненты, а также готовность к принятию новой социальной позиции, принятию и следованию социальным нормам). Для повышения правовой грамотности  и уважения к закону воспитанников в период работы в программах центра обучают решать конкретные проблемные ситуации, которые могут возникнуть в их жизни или жизни  их знакомых, родственников. Разбираются вопросы по изучению основных законов, защищающих права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, систематизируются знания «Конвенции о правах ребенка», «Конституции РФ», основ уголовного и административного права. Не только в теории, но и на практике предлагается решить задачи: «Как поступить если родственники препятствуют твоему вселению в квартиру?», «Что делать, если судебные приставы арестовали твои счета за имеющиеся задолженности по квартирной плате?», «Какие действия ты должен предпринять, если муниципальные власти не предоставляют тебе своевременно жилье?» Обучая действием, специалисты центра предлагают воспитанникам  на деле оформить исковое заявление в суд по факту причинения побоев, по факту кражи и восстановлению документов, предлагается поучаствовать в деловой игре «Что делать, если тебя задержали сотрудники полиции? Как себя вести при составлении материалов о правонарушении?». Разбираются вопросы «Твои документы», где не только рассказывается, какие документы должен иметь выпускник детского дома, но и то, как их хранить, зачем они нужны, где и как их восстановить в случае утери, но так же проводятся экскурсии в многофункциональный центр, администрацию района, в отдел полиции, в пенсионный фонд, в управление социальной защиты населения, в центр занятости населения.

Все блоки по своей сути направлены на формирование социальной компетентности и самостоятельности выпускника.

Заключительно-оценочный (рефлексивно-диагностический) этап, предполагает осмысление, анализ достигнутых результатов, оценку; коррекцию планов в случае неудовлетворительных результатов, возврат на проектировочный этап и повтор необходимых действий заново. Происходит сопоставление полученных результатов с запланированной целью.


Педагог-психолог центра ПВ и ПС

Михайлова Л.В.

Категория: Страничка педагога-психолога | Добавил: Admin1 (25.08.2022)
Просмотров: 90 | Рейтинг: 0.0/0
Вход

Поиск

Важно

Телефоны доверия
Для детей и подростков:
8-800-2000-122
(бесплатно по РФ);

Для взрослых (г. Новокузнецк):
8(3843)713-064
8(3843)713-063.

Доска объявлений
[08.04.2014][Музей]
«Вспомним всех поименно» (0)

Сотрудники, имеющие персональные сайты
Качалкова Е.А.,
Зам.директора по УВР

Прохорова А.Г.,
учитель-логопед


Берестова Н.А.,
воспитатель

Неволина Е.М.,
заведующая библиотекой

Димитров О.А., учитель истории и обществознания
Шитова О.Г.,
педагог-организатор


Ильина Е.В.,
учитель физики

Кулакова Н.И.,
педагог-организатор


"Школа отцов"

Подробнее...

Календарь

Архив новостей

Полезные ссылки:










Архив полезных ссылок
Вверх
 ©ГКОУ «Детский дом-школа «Дом детства», 2024
При использовании материалов сайта ссылка на www.dd95.ucoz.ru обязательна
Авторские материалы защищаются Гражданским кодексом РФ