Речь педагога, как фактор развития речи детей дошкольного возраста.
Белая Л.А., учитель подготовительного класса МКОУ «Детский дом-школа №95»
Культура речи, умение правильно выстроить разговор, словарный запас – всё это как лакмусовая бумажка, индикатор, позволяющий отличить образованного, воспитанного человека. Сегодня, к сожалению, общий уровень речевой культуры очень низок, банальное неумение выразить мысль, изобилие слов-паразитов в лексиконе – повсеместно распространённые проблемы. Специфика работы педагогов в дошкольной группе требует особо трепетного отношения к умению вести беседу или строить монолог максимально доступно. Требование не допускать в речи каких-либо просторечных выражений, стилистических и фактических ошибок. Важно понимать, что дошкольники – это не ребята из средней и старшей школы, уже обладающие каким-то собственным кругозором, набором знаний, умением критически оценить учителя и взять лишь нужное. Дети дошкольного возраста полностью доверяют учителю (или воспитателю) в вопросах познания мира и изучения предметов. Вдвойне актуально это для воспитанников в детском доме-школе, для которых педагогический состав заменяет и семью, полностью определяя модель поведения и базовые знания ребёнка. Опыт показывает, что если человек в раннем возрасте был приучен неправильно употреблять слова, строить предложения или нарушать другие нормы языка, то последующее переучивание представляется крайне сложным. При общении с детьми, оставшимися без попечения родителей, необходимо найти нужный баланс между доверительным общением и общением именно между воспитанником и педагогом, в котором есть чёткая иерархия. Нужно научиться, кроме того, уметь быть понятым детьми, доступно донести мысль, но при этом ни в коем случае не опускаться до, например, просторечных выражений. Единственный возможный выбор здесь – ведение разговора с детьми с применением минимума незнакомых детям терминов, но при этом с безупречным соблюдением норм литературного языка. Необходимо помнить и о том, что ребёнку в этом возрасте зачастую важнее не объяснить, как правильно говорить в той или иной ситуации, но лишь чаще давать ему возможность слышать правильно подобранные слова и предложения. Например, просто слушая педагога, дети будут знать, на какой слог ставится ударение в слове «звонит» и помнить, что тетрадь на учительский стол именно «кладут». Мы стараемся применять максимально образный язык в общении с детьми, давать им новые знания на основе уже известной информации – это позволяет выстраивать чёткую, цельную картину мира. Речевая среда, в которой находятся воспитанники дошкольного возраста, целиком и полностью формируется за счёт педагогического состава. Дети общаются с воспитателями и учителями в течение всего дня в рамках не только воспитательно-образовательного процесса, но и бытовой деятельности, во время отдыха. Если по мере взросления на нашу речь накладывает отпечаток, к примеру, литература, то сейчас словарный запас и манера говорить у детей появляется в результате работы механизма подражания. Поэтому уделяется максимальное внимание речи педагогов, ведь именно она станет основой языка детей. Итак, акцент делается на следующих параметрах: Чистота речи педагога – не допускается наличие в словаре воспитателя слов-паразитов, жаргонных и диалектных выражений. Выразительность речи – та основа, которая создаёт атмосферу сопереживания, провоцирует детей на поддержание диалога. Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка. Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Педагог должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления. Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.). Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
|