Добро пожаловать на
официальный сайт ГКОУ «Детский дом-школа «Дом детства»

654040, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Климасенко, д. 15, тел. 53-50-29.


Вы вошли как Гость | Группа "Гости"

НОВОСТИ | Методическая копилка | Карта сайта | Контакты
Информация об учредителе
Обязательно ставьте оценки (звезды) и оставляйте комментарии к просмотренным материалам.
Меню сайта

Фотогалерея

Категории новостей
Общее [17]
Грамотная речь педагога и воспитанника [9]

Опрос
Кто посещает наш сайт?
Всего ответов: 1033


Кто онлайн:
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Система Orphus
Проголосуй за наш сайт
Главная » Файлы » Общее » Грамотная речь педагога и воспитанника

Почему дети бранятся?
[ Скачать с сервера (25.5 Kb) ] 07.02.2013, 19:26
Почему дети бранятся?

Волохова Г.И.,
воспитатель школьного отделения
МКОУ «Детский дом-школа №95»

Когда ребенок только овладевает родным языком, все слова для него – новые и интересные. Ему непонятно, почему одни слова можно употреблять всегда и везде, а другие произносить запрещается. 
Постепенно ребенок усваивает – взрослые очень эмоционально реагируют на такие запрещенные слова. Иногда смеются, иногда очень сильно сердятся. Тогда бранное слово становится еще более притягательным для ребенка. Ведь с его помощью можно заставить взрослых растеряться, рассердиться, даже посмеяться. То есть получить изрядную порцию внимания.
Как реагировать педагогу в случае употребления бранных слов маленьким ребенком?
Однозначно, но не бурно. Подчеркнуть – эти слова употреблять не принято, воспитанные люди так не говорят. А если ребенок опять повторит бранное слово? Снова продемонстрируйте, что вы недовольны и огорчены. Если ребенок доверяет вам и в коллективе принято уважать чувства других, вскоре новые слова потеряют для него притягательную окраску.
Иногда ребенок может использовать ненормативную лексику для утверждения своей силы, превосходства над другими детьми. Ведь он видит, что некоторые взрослые теряются или пугаются, когда слышат грубую ругань. Нередко сквернословие – это еще и проявление агрессивности. Объясните ребенку, что для большинства людей брань – проявление вовсе не силы, а бессилия. Утвердиться в глазах окружающих можно и другими способами, гораздо более надежными и приемлемыми.      
      Как вести себя, если бранится маленький ребенок?
Не уделять ему повышенного внимания в этот момент.
Не вести себя агрессивно по отношению к ребенку, выдавшему бранное слово, не ругать и не наказывать его.
Если маленький ребенок употребил бранные слова при посторонних, кратко извинитесь за него и смените тему разговора. Постарайтесь, чтобы этот инцидент не перешел в шумное разбирательство с участием других взрослых.

А если вы слышите ругань от ребенка постарше или подростка?
В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики может встать с особой остротой. Ведь в глазах подростка сквернословие – это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. В возрасте 11- 12 лет подросток хочет показаться знающим, опытным человеком. Отсюда и цинизм в словах и поведении.
Не исключено, что шокирующая вас грубость – это реакция на определенную ситуацию. Это может быть неудовлетворенность отношениями с кем-то из взрослых или сверстников.Тогда ругань – это средство привлечь к себе внимание или отомстить за причиненные обиды. Конечно, в таком случае нужно, прежде всего, попытаться нормализовать эти отношения.
Кроме бранной лексики и откровенной матерщины есть одна опасная болезнь – жаргонизация речи.
Жаргонизмы – это слова профессиональных групп или социальных прослоек, поставленных в особые условия жизни и общения.
Конечно, это не особые языки, а особый словарь, слова, которые используются теми или иными группами людей, близких по профессии, социальному положению. Слова эти понятны лишь узкому кругу людей.
У молодежи жаргон или как говорят «сленг» тоже распространенное явление, но это как бы игра в конспираторы. Вырастая, дети, а потом и подростки, расстаются с одними жаргонизмами, и начинают пользоваться другими.Да, далеко не всё нравится нам в речи подростков, но одна из главных психологических причин, появления и бытование молодежного жаргона состоит в желании самоутвердиться, показать или подчеркнуть в языке свою принадлежность к определённому обществу (братству).
Жаргон так же прилипчив, как и мат. Случайно оброненное кем-то слово или выражениеможет стать крылатым. Молодёжный жаргон, будучи явлением возрастным движется во времени и может проходить как «детская болезнь».
Плохо если она не проходит и переходит во взрослую жизнь. Жаргон убивает мысль, отучает думать его рьяных поклонников, обедняет речь.
Жаргон – очень прилипчивая манера речи, и эта манера с годами мстит за себя.
Если юноша или девушка не овладели к периоду своего взросления настоящей литературной речью, то они будут скованны в общении. Кто любит свой язык, кто гордится им, должен выступать против жаргонизмов, исправлять свою речь.
Понятно, что мы не в силах изолировать детей от окружающей среды, где мат звучит с телеэкрана в речах политиков и одобряется известными филологами и другими знатоками. Необходимо воспитанникам прививать иммунитет к сквернословию.
Нужно решить для себя – если нельзя ругаться грязными словами, запрет должен распространяться на всех членов коллектива. Не забывайте – глядя на взрослых, ребенок усваивает стереотипы поведения.
      Самая мощная прививка от сквернословия – общая культура речи в коллективе. Уважаешь себя и собеседника, владеешь родным языком – нет нужды «украшать» свою речь похабными словечкамиили вставлять их, когда двух слов не можешь связать.
Обычно грубая брань – это не единственная проблема отношений подростка со взрослыми. Важно  не потерять взаимное доверие, понимание для этого необходимобыть предельно внимательными в так называемые «пиковые» этапы взросления подростка. 
По большому счету их всего два...
Этап первый – 10-13 лет:
«ОСТАВЬТЕ МЕНЯ В ПОКОЕ!»
Ребенок в этот период переживает гормональную перестройку организма. Он быстро утомляется, ему часто хочется побыть одному. Но в это же время необходимо закрепить за собой авторитет, ведь от того, как он покажет себя, зависит его «статус» в среде сверстников. Значит необходимо бывать «на людях». И что же происходит?
Желание одиночества и невозможность этого приводит к конфликту в душе подростка - он капризничает, становится раздражительным, может обронить резкое словцо. Свободное время он проводит не как раньше - с воспитателями, а в компании друзей. Авторитет какого-нибудь Коли становится важнее, чем мнение авторитетного взрослого.
Типичная ошибка педагога:
Многие взрослые пытаются вернуть былую идиллию, сажая непослушного ребенка  на «короткий поводок». Педагоги заставляют его бросить компанию сверстников, навязывают свое общество и доказывают, что «Коля двоечник и хулиган», могут и накричать в порыве эмоций. Стоит ли удивляться, если ребенок после этого будет убежден в том, что «друг Коля» лучше любого самого любимого воспитателя (хотя бы потому, что во всем его понимает), только укрепится.
Что делать?
Не предпринимайте ничего!
Психологи говорят: этот этап благополучно пройдет, если педагоги перестанут смотреть на подростка как на маленького ребенка и научатся уважать его мнение и прислушиваться к нему, перестанут делать выговоры и унижать его друзей. Неплохо в этой ситуации пригласить в гости его приятелей. По крайней мере, вы сможете составить о них какое-то мнение.
Этап второй - 14-15 лет:
«НЕ УЧИТЕ МЕНЯ ЖИТЬ!»
Гормональный фон постепенно выравнивается, но появляется переизбыток энергии, который срочно нужно куда-то девать. Подросток в этом возрасте живет по принципу «сила есть - ума не надо». Столь же прямолинейна и его логика, он делит мир только на «хорошее» и «плохое». В «хорошее» попадает то, что ему по душе - прогулки, курение, мат, выпивка и бесшабашные компании. Так жить весело и «стильно». Кроме того, ему кажется, что, не подчиняясь воле «предков», он «сохраняет» чувство собственного достоинства». В категорию «плохого», увы, часто попадает все, что касается скучных взрослых - любое слово воспитателей воспринимается в штыки.
Типичная ошибка педагога:
Взрослые думают, якобы послушания можно достичь нравоучительными беседами о том, «что такое «хорошо» и что такое «плохо». Но вопреки этому подросток становится еще более неуправляемым. И тогда мы совершаем непростительное: кричим и оскорбляем ребенка. В результате чадо уходит из коллектива, начинает ненавидеть воспитателей, либо, следуя принципу «вы считаете меня плохим, и я им буду», пускается во все тяжкие.
Что делать?
Очень важно понять: перед вами почти сформировавшаяся личность. Первым этапом диалога с воспитанником должен быть разговор в спокойной обстановке. Вы должны сказать, что он (она) уже не ребенок, поэтому отныне отвечать за свои поступки будет, как и любой другой взрослый. Не пришла к определенному часу с прогулки - в другой раз доверия к себе не жди. Тон разговора должен быть спокойным и деловым.
Уделите должное внимание тому занятию, которое больше всего по душе подростку в этот период. Быть может, он пишет стихи, любит кататься на роликах, неплохо рисует или играет в шахматы. Почему бы не начать развивать в нем эти задатки, предложив позаниматься в кружке, секции? Это отвлечет подростка от дурных дел и заставит гордиться своими успехами. И, как знать, может быть поможет определиться с будущей профессией.

ВНИМАНИЕ, ТОЛЬКО ВНИМАНИЕ
Универсальные советы на каждый день:
самая главная ошибка взрослых (и, к сожалению, самая типичная) - усматривать в «недопустимом» поведении повзрослевших чад исключительно злой умысел. Крайне вредное заблуждение!
Знаете ли вы, что изменения во внутреннем мире подростка специалисты-психологи сравнивают... с процессами, происходившими в Европе начала XVIII - XIX веков? Тогда спокойное существование многих людей было уничтожено революциями и войнами, а место классической культуры занял бурный и страстный романтизм. Так вот подростки, по мнению ученых, - те же романтики, только страсти кипят у них в душе. Но, в отличие от писателей и художников, они не умеют рассказать о том, что творится с ними. Вот почему они бывают такими раздражительными, хамоватыми, злыми, плаксивыми, наглыми и самонадеятельными. И напрасно взрослые  задают сакраментальные вопросы типа «почему» и «как ты мог» - подросток и сам не знает ответа. Часто все происходит помимо его собственной воли. И только воспитатели, а не «друг Коля», способны удержать его от глупостей, не дать потеряться в этом мире. Поэтому…
Помните, что дурные поступки не всегда являются отражением внутреннего мира подростка.
Сопереживайте, не высмеивайте и не отталкивайте в минуты откровенности.
Старайтесь проводить время вместе. Только не сидите молча у телевизора, а займитесь интересным ему делом. Например, сыграйте в баскетбол или спойте под гитару.
Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется и без вас, не навязывайте свое мнение по любому вопросу, не критикуйте.
Помогайте, когда он просит вас об этом.
Поддерживайте даже самые ничтожные успехи во всем - в учебе, спорте и т. д.
Делитесь своими чувствами.
Разрешайте конфликты мирным путем. Не давайте волю слезам, крикам, угрозам.
Чаще используйте приветливые фразы. Например: «Мне хорошо с тобой», «Я рада тебя видеть», «Мне нравится, как ты...», «Я по тебе соскучилась», «Давай (посидим, поделаем...) вместе», «Ты, конечно, справишься», «Как хорошо, что ты у нас есть»...
Обнимайтесь! Не менее четырех, а лучше восьми раз в день. В проявлениях родительской ласки «взрослые» подростки нуждаются порой отчаяннее, чем крохотные карапузы.
А что остается?
Да, подросшие дети - не подарки. Очень сложно порой вести себя с ними сдержанно и спокойно. Но важно помнить мудрые слова: «И это пройдет». Возьмите за правило, ложась спать, анализировать прожитый день. Мысленно отмечайте ошибки в общении с подростком, старайтесь спрогнозировать его поведение. Такая предсказуемость поможет спокойному и доброжелательному общению. Тогда, став действительно взрослым человеком, он не потеряет уверенности в том, что лучшие друзья - это воспитатели. Ведь именно они в трудную минуту поддержали, смогли понять и принять.
Наградой вам будут доверие, уважение и любовь. 

Категория: Грамотная речь педагога и воспитанника | Добавил: Admin1
Просмотров: 947 | Загрузок: 54 | Рейтинг: 0.0/0
Вход

Поиск

Важно

Телефоны доверия
Для детей и подростков:
8-800-2000-122
(бесплатно по РФ);

Для взрослых (г. Новокузнецк):
8(3843)713-064
8(3843)713-063.

Доска объявлений
[08.04.2014][Музей]
«Вспомним всех поименно» (0)

Сотрудники, имеющие персональные сайты
Качалкова Е.А.,
Зам.директора по УВР

Прохорова А.Г.,
учитель-логопед


Берестова Н.А.,
воспитатель

Неволина Е.М.,
заведующая библиотекой

Димитров О.А., учитель истории и обществознания
Шитова О.Г.,
педагог-организатор


Ильина Е.В.,
учитель физики

Кулакова Н.И.,
педагог-организатор


"Школа отцов"

Подробнее...

Календарь

Архив новостей

Полезные ссылки:










Архив полезных ссылок
Вверх
 ©ГКОУ «Детский дом-школа «Дом детства», 2024
При использовании материалов сайта ссылка на www.dd95.ucoz.ru обязательна
Авторские материалы защищаются Гражданским кодексом РФ