Секция №1
Обеспечение успешной социализации детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации
В ходе работы секции заслушаны доклады, темы которых посвящены вопросам успешной социализации воспитанников детских домов, рассмотрели проблемы дезадаптации детей-сирот, искали пути ее преодоления.
Выступающими даны рекомендации по подготовке воспитанников детских домов к самостоятельной жизни; описаны факторы, препятствующие успешной социализации детей-сирот; обозначена технология подготовки к самостоятельной жизни и деятельности выпускников.
Так же было отмечено, что реализация личностно-ориентированного, деятельностного подходов в системе дошкольного и начального общего образования, сохранение здоровья каждого ребенка, развитие потенциала педагогических работников являются основой реализации принципов преемственности и непрерывности на всех ступенях образования.
Участниками секции сделан вывод, что деятельность педагогов детских домов должен быть направлен на:
учет возрастных особенностей детей и соблюдение преемственности в воспитании;
повышение самооценки воспитанников, как за счет создания ситуаций успеха, так и с помощью вовлечение детей в социально-значимые виды деятельности для формирования положительной мотивации в воспитании;
организация педагогической поддержки воспитанников с целью коррекции социальной депривации воспитанников.
включение детей в новые группы сверстников с целью отработки этапов адаптации, индивидуализации и интеграции;
организация досуга детей-сирот, вовлечение их в систему дополнительного образования, которая является мощным ресурсом социальной адаптации детей, воспитывающихся в детских домах;
пропаганду использования единой формы информационных и оценочных материалов - портфолио;
использование кинопедагогики - одной из современных образовательных технологий для совершенствования социального становления воспитанников детских домов.
Секция №2
Совершенствование профессиональных компетентностей педагогов
Работа секции была нацелена на изучение вопросов:
повышения престижа педагогической профессии и профессионального мастерства педагогических работников;
реализации ФГОС нового поколения в условиях обновления образования;
определения ресурсов и условий повышения качества образования, определения роли и места современной школы, способной раскрыть личностный потенциал школьников, как школы опережающего развития;
определения роли педагога как компетентностного педагога современной школы.
Участники обсуждения единодушно признали, чтомодель повышения квалификации работников образования направлена на развитие и совершенствование профессиональных компетентностей и руководителей, и учителей, и иных педагогических работников.
Участники обсуждения констатировали актуальность:
повышения мотивации профессионального роста педагогов;
формирования их толерантности, как основы гуманистического воспитания детей;
формирования проектной компетенции и информационной культуры современного педагога;
использования ресурсов внеурочной воспитательной деятельности для более эффективного и углубленного освоения обучающимисяосновных образовательных программ общего образования и развития индивидуальных творческих способностей;
развития творческого потенциала педагогов через повышение квалификации и участие в профессиональных конкурсах;
обеспечение комплексного подхода и взаимодействия всех специалистов ОУ, направленного на мотивационную эмоциональную и волевую сферы личности ребенка с учетом потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов, которые отражаются в разных видах детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной).
Секция №3
Система поддержки талантливых детей
В ходе работы секции участники обратили внимание на то, что одним из приоритетных направлений работы с воспитанниками детского дома является подготовка к жизни в обществе социально-адаптированной, овладевшей комплексом трудовых навыков и умений, нравственно и физически здоровой личности. Этот аспект эффективно реализуется через организацию работы проектных мастерских и творческих объединений для воспитанников различных возрастных категорий, цель которых: создание комфортных условий для творческого развития, самовыражения, самореализации и самоутверждения воспитанников.
Был сделан акцентна необходимость создание условий для выявления и поддержки одаренных детей; обеспечения методического сопровождения развития системы поддержки талантливых детей; развития и совершенствования творческого потенциал воспитанников через систему конкурсного движения.
Подводя итоги обсуждения, участники секции выразили мнение о том, что составляющей модели педагогических практик в воспитательно-образовательном пространстве успешно могут выступать:
различные виды арт-терапевтической деятельности, направленные на достижение результатов в личностной, поведенческой, эмоциональной сферах обучающихся;
технология проектного обучения, нацеленная на развитие познавательного интереса, самостоятельности и продуктивности мышления, сотрудничества, сотворчества детей и взрослых;
ИКТ-технологии, которые способны обеспечить системно-деятельностный подход в воспитательно-образовательной деятельности.
Секция №4
Организация социально-образовательного пространства в условиях воспитательно-образовательного процесса
Участники секции рассмотрели проблемы социально-педагогического партнерства,общей концепции социального взаимодействия,поиска гибких подходов к социальному партнерству, предполагающих коммуникацию и систематическое поддержание контактов с социальными группами, реализации программно-целевой модели постдипломного профессиональногообразования.
Докладчиками была предоставлена возможность познакомиться с практическим опытом социально-педагогического партнерства: структурой,содержаниеми результативностью социально-педагогического партнерства.
Подводя итоги, участники заострили внимание на то, что использование социального партнёрства как составляющей модели педагогических практик в воспитательно-образовательном процессе успешно реализуется и функционирует на основеобщественной направленности сотрудничества в духе взаимопонимания, доверительных, доброжелательных отношенийи демократизации деятельности; продуктивного и бескорыстного вклада обеих сторон в решение вопросов, входящих в зону общих интересов.
Участники секции пришли к мнению, что необходимо формировать у общественности положительные, перспективные, конструктивныепредставления о социально-педагогическом партнерстве, продолжить обеспечивать социально-педагогическую поддержку детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации.
Секция №5
Формирование, сохранение и укрепление здоровья воспитанников
В ходе работы секции определеноодно из приоритетных направлений формирование, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, которое является одним из важнейших показателей, определяющих их дальнейшую адаптацию в социуме. Актуальным вопросом формирования здорового образа жизни воспитанников является профилактика аддикации к психоактивным веществам у детей и подростков
Участники секции подчеркнули необходимость:
совместной деятельности воспитателей, педагогов дополнительного образования, психологов, медицинских работников по формированию и укреплению здоровья воспитанников детского дома через проведение профилактической оздоровительной, коррекционной, консультационной и реабилитационной работы, что приведет к уменьшению заболеваемости, адаптации к учебным и воспитательным нагрузкам и сохранению личного здоровья детей;
укрепления психологического и физического здоровья воспитанников, что приведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе, воспитанию бережного отношения к самим себе, совершенствованию взаимопониманий между воспитанниками и педагогами;
развития стратегия первичной профилактики аддикации, а именно, активизации профилактических мероприятий за счет пропаганды здорового образа жизни через волонтерское движение, проектную деятельность, создание социальной рекламы.