Важность участия в программе
«Дом моей мечты. Погружение в жизнь»
Работая в программе по подготовки к выпуску «Дом моей мечты. Погружение в жизнь» с воспитанниками девятых классов иногда слышишь от них вопросы: «Да зачем мне это надо?», «Я все умею, чему Вы можете меня научить?» Именно с таким воспитанником нам удалось поработать совсем недавно. В школе это «колючий ежик», который привык к тому, что критика стала естественной частью его жизни. Он всегда стремился получить признание, внимание любой ценой. Для него с раннего детства важно было физическое поглаживание, со временем оно перешло в иной план – эмоциональный. Воспитанник готов был получить не только позитивное внимание, но и негативное, в том числе частой причиной этого является состояние здоровья.
В группе воспитанников, в классе у педагога не всегда есть возможность индивидуально поработать с такими детьми, а в условиях центра ПВ и ПС такой ребенок в течение недели находится под прицелом педагога-психолога, социального педагога и воспитателя.
С самого начала участия в проекте этому воспитаннику была поставлена цель: анализировать ежедневно то, что у тебя получилось сделать хорошо, какие усилия сделал над собой, чему научился, что смог преодолеть, о чем подумать, понять про себя, за что сам себя можешь похвалить.
Следует отметить, что как бы воспитанник не стремился уйти от индивидуальной работы со специалистами, ему это не удалось. Он принимал участие во всех деловых играх, дискуссиях, тестовых опросах. При этом продемонстрировал хорошие знания теоретических вопросов, умение общаться, доказывать свое мнение, идти на компромисс, прислушиваться к чужому мнению. Более того, показал, что умеет хорошо пользоваться бытовой техникой, проявляет инициативу при составлении меню, может самостоятельно готовить еду, предлагает варианты бюджетных блюд, имеет навыки распределения денежных средств. На ежедневных встречах специалисты использовали метод «поглаживания», делились с ним своей похвалой. Сам воспитанник затруднялся оценить себя, отметить свои сильные стороны. Сам сознается в том, что чаще привык получать негативные «поглаживания». Это говорит о невысокой самооценке. Договорились, что на втором этапе участия в проекте с ним будет продолжена работа по проведению ежедневной самооценки своих поступков, поведения, успеваемости, развитию умений и закреплению навыков организации самостоятельной жизни. Сошлись на том, что воспитанник согласился с тем, что был неправ, когда стремился избежать индивидуальной работы, уклониться от участия в проекте, понимает, что может быть успешен в выполнении предложенных заданий. Похвала стала хорошим индикатором прогресса в нашей работе.
Специалисты смогли помочь воспитаннику ощутить свою ценность, увидеть, насколько важно уметь поддерживать себя. Он начал осознавать, что можно найти способ взаимодействия с собой, с другими, уметь договариваться, искать компромиссы. Маленькой победой в работе с этим воспитанником мы считаем то, что он ощутил, что его принимают таким, каков он есть, благодаря чему возможно не только быть собой, но и поверить в свои силы и двигаться вперед в том направлении, которое нравится и интересно. Лучшая критика – сказать другому, в чем он молодец. Безусловно, период индивидуальной работы в проекте очень маленький, но он дает основания к построению плана перспективной работы с воспитанником, когда он станет выпускником.
Воспитатель центра ПВ и ПС
М.Н. Попова
|