Адаптация студентов к новым условиям жизни.
Ученик, покинувший недавно школьные стены, становится студентом. И от того насколько успешно он пройдёт адаптацию, будет зависеть его дальнейшее развитие, как человека, как будущего специалиста, будут зависеть его личные и научные достижения.
Адаптация студентов в группе и в новом образовательном учреждении – самая главная проблема, которую необходимо преодолеть, как можно быстрее и, желательно, с положительным исходом. Большую роль в социальной адаптации играет формирование группы, чем быстрее она сформируется, тем быстрее студенты освоят свою новую роль. Каждый студент вливается в новый коллектив со своими индивидуальными особенностями. Приведу пример Бутцевой Ирины и Макаровой Евгении, для которых новый 2018-2019 учебный год стали годом получения второй профессии в новом профессиональном учреждении. Приступив к обучению,они сразу обратили на себя внимание одногруппников своей целеустремленностью, коммуникабельностью, умением организовать и заинтересовать вокруг себя ребят, твердой уверенностью в себе и своих возможностях. Каждая из них намерены получить «красные» дипломы, учиться только на «отлично». Ирину сразу выбрали старостой группы, она успешно следит за посещаемостью студентов, напоминает им о домашних заданиях, помогает их выполнить, организовывает конкурсы стенных газет, соревнования, стремится к тому, чтобы группа была успешной и активной. Помогает тем, кто пришел получать профессию впервые. Безусловно, им адаптироваться в новом учебном коллективе не сложно. Другое дело студенты Лачинов Владимир и Николаев Евгений. У Владимира больше жизненного опыта – совершеннолетний, выше образовательный уровень - получает профессию после 11 класса. Сложность только в индивидуальных особенностях личности - замкнутость, застенчивость. Но с этим он справится в первые же месяцы обучения, есть время присмотреться к коллективу и понять, что этот союз ему дан на длительный период и надо выбирать попутчиков, с которыми путешествие будет интересным. Евгений – чрезмерно открыт, занудно коммуникабелен, любит театрально продемонстрировать себя, старается быть в центре внимания среди девушек. Это тоже мешает социальной адаптации в учебном коллективе, вызывая проблемы личного плана.
В момент социально - психологической адаптации у студентов происходит кардинальная смена деятельности и окружения, их внутренние установки претерпевают сильные изменения. Происходит переориентация ценностей, освоение новых социальных ролей, студенты по - другому начинают воспринимать себя и других. В процессе общения, самопознания, деятельности происходит преобразование их внутреннего потенциала за счёт адаптации механизмов: когнитивный (ощущение, восприятие, память, представление, воображение, мышление), эмоциональный (радость, огорчение, тревога, нравственные чувства), практический (поведение студентов в различных ситуациях практической деятельности). Работа данных механизмов способствует активному взаимодействию студента и социальной среды.
Учебная нагрузка в учреждениях НПО и СПО значительно отличается от школьных нагрузок. Насыщенность учебного процесса, новая форма ведения предметов, иная организация учебной деятельности – всё это повышает тревожность первокурсников и сильно влияет на процесс адаптации. Для многих студентов высокие требования учебного процесса воспринимаются, как травмирующий фактор. Постоянное умственное и психическое напряжение, нарушение отдыха, питания нередко приводят к психологическому срыву и срыву процесса адаптации. Существенным является также тот факт, что в современной жизни многие студенты с первых курсов вынуждены зарабатывать на жизнь. Отсюда пропуски занятий, плохая учёба, несданная сессия. Так, студенты Лачинов Владимир, Николаев Евгений, Макарова Евгения, Бутцева Ирина понимают, что прожить на стипендию крайне сложно. Поэтому пытаются периодически подрабатывать. Причем Макарова Е. и Бутцева И. умеют это делать так, что это не отражается на успеваемости и посещаемости. На режим питания студентов влияет и тот факт, что им впервые нужно самостоятельно распределить стипендию на целый месяц, предусмотрев проезд до учебного заведения, покупку не только продуктов питания, но и предметов личной гигиены. С первой стипендией это не получилось. Тяжело, но это опыт. Он вызвал растерянность, огорчение, чувство потерянности, но заставил думать над тем, как будет распределена следующая стипендия.
Для студентов - первокурсников главным остаётся чувство значимости, признание их как личности. Для того, чтобы повысить их социальный статус, необходимо включать их в мероприятия, что приведёт к более успешной адаптации, они станут добросовестнее относиться к учёбе и покажут хорошие результаты.
Работая со студентами, надо всегда помнить, что сотрудничать приходится с уже сформировавшейся личностью, перелом их характера, давление со стороны отрицательно скажутся на процессе адаптации. Студенты на первом курсе не могут привыкнуть быстро к тому, что значительная роль в учебном процессе отводится самостоятельной работе, отсутствие постоянного контроля со стороны учителей, позволяет расслабиться студентам, что иногда может привести к низкой успеваемости и следствие этого – неудовлетворённое социальное самочувствие, снижение качества прохождения успешной адаптации. Нередко, вчерашние школьники оказываются неготовыми к самостоятельной работе. Они не умеют конспектировать, работать с учебником, дополнительной литературой, научными первоисточниками и т.п. Поэтому привыкание нередко происходит с большими осложнениями. Не все из них справляются с преодолением этих трудностей. Первокурсника необходимо учить учиться.
Наблюдая за студентами в условиях центра, видишь, что одни из них (Бутцева И., Рекунова Н.) постоянно заняты приготовлением домашних самостоятельных работ, написанием конспектов, поиском в Интернете необходимой информации, другим же студентам как обычно – «ничего не задали». Приходится в условиях центра включать студентов в процесс приготовления пищи, в уборку. Периодически поощрять их похвалой, проводить совместные мастер - классы, чтобы создать маленькую ситуацию успеха, снять напряжение и тревогу, беседами нацелить на самостоятельное выполнение домашних работ.
Процесс адаптации пройдёт успешно в том случае, если студенты начинают активно участвовать в научной, культурно - досуговой жизни техникума, присутствует взаимная удовлетворённость студента и окружающей его среды. Студенту необходимо дать возможность проявить себя со всех сторон, показать свои лучшие качества, дать возможность реализовать себя в том направлении, где он чувствует себя наиболее комфортно (спорт, танцы, вокал, наука, художественная деятельность и т. д.). Взаимодействие специалистов центра с кураторами профессиональных образовательных учреждений помогает раскрыть такие возможности, указать на сильные стороны наших первокурсников.
Ежегодная практика показывает, что в каждом техникуме созданы благоприятные условия для самореализации всех студентов. Проводятся спортивные состязания, предметные викторины и олимпиады, студенты принимают участие в профессиональных конкурсах, могут проявить свои таланты в подготовке внеклассных мероприятий. Ведется кружковая работа.
Другое дело, когда студент ленится и не желает раскрывать свой потенциал. Некоторые отвечают, что им это не интересно. Так, Николаеву Е. предлагалось участие в спортивных секциях, театральных кружках, изучение иностранного языка, занятие шахматами. На все предложения получен отказ. Ссылаясь на медицинский отвод по состоянию здоровья, он не хочет раскрыться в посильных занятиях, что безусловно мешает ему успешно адаптироваться в профессиональном образовательном учреждении.
Знание индивидуальных особенностей студента делает процесс адаптации ровным и комфортным. В процессе адаптации первокурсников можно выделить следующие трудности: отрицательные переживания по поводу ухода из школы, расставание с классом, неопределённость в выборе профессии, недостаточная психологическая подготовка, налаживание самостоятельной жизни, при переезде из детского дома в общежитие, в центр.
Выявление проблем с помощью тестов - опросников поможет ускорить процесс адаптации, с помощью них можно выявить на какие стороны студенческой жизни следует уделить больше внимания. Своевременное устранение возникших проблем повысит академическую успеваемость студентов, поможет избежать различных конфликтов. Самое главное, что необходимо для успешной адаптации студентов - первокурсников – это наличие доброжелательной обстановки, умение увлечь обучающихся на занятиях, чтобы у них был стимул к чему - то стремиться, узнавать и изучать новое. Кроме внимательного подхода со стороны педагогического коллектива, сам студент должен чётко осознавать, куда он пришёл, и каких результатов он хочет добиться. Адаптация студентов – первокурсников во многом зависит и от их индивидуальных особенностей. Уравновешенный, знающий к чему стремится человек быстрее пройдёт адаптацию. Чем яснее в голове будут сформулированы его желания, потребности, цели, тем лучше он пройдёт адаптацию и начнёт осуществлять намеченные цели.
Но есть и «особые» случаи, когда студент стремится к «свободе» понимание о которой у него не сформировано. Я часто говорю студентам центра: «Весь мир в твоей голове», как ты его представляешь, к чему стремишься, чего хочешь добиться в этой жизни, так оно и будет. Сложность заключается в том, что педагог ставит себе одни цели и задачи в работе со студентом, а у него иное мировоззрение, низкий уровень интеллекта, нет упорства, усидчивости, стремления стать достойным звеном в цепи эволюции. Здесь необходимо не только контролировать посещаемость, успеваемость, но и формировать элементарную потребность быть порядочным человеком, вести здоровый образ жизни, его приходится «доращивать» до уровня выпускника, студента. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к новым требованиям обучения. Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда зачастую возникают существенные различия в деятельности, а особенно ее результатах, при обучении одного и того же человека в школе и в колледже. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе, непонимание и, возможно, непринятие требований и новых условий обучения и проживания. Трудности, с которыми сталкиваются первокурсники, различны по происхождению. Одни объективно неизбежны (освоение в новом коллективе, взаимоотношения с педагогами), другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания, врожденными заболеваниями, генетической предрасположенностью. Но если студент твердо решил вопрос о выборе им профессии, осознал ее значение, ее положительные и отрицательные стороны, требования, которые она выдвигает, то обучение будет целенаправленным и продуктивным, а адаптация будет осуществляться без особых затруднений.
Воспитатель ЦПВ и ПС
Попова М.Н.
|