Научите детей злиться
Согласно шкале психолога Карла Изарда, существует всего 10 базовых эмоций, это Радость, Удивление, Интерес, Страх, Грусть, Отвращение, Презрение, Злость, Вина и Стыд. Все эти эмоции случаются с каждым человеком, то есть все люди и не только люди, некоторые животные тоже, испытывают эти эмоции.
Есть ряд заблуждений по поводу эмоций.
Первое заблуждение. Эмоции бывают положительные и отрицательные. На самом деле нет такого, эмоции это реакции на внешние или внутренние обстоятельства. То есть эмоциональные реакции, в свою очередь бывают адекватные ситуации или неадекватные. Например. Радость это положительная эмоция, ее испытывать приятно и если Вы пришли в парк аттракционов Вы испытываете радость, нашли деньги тоже радость, встретили хорошего друга - радость. Но если у человека случилась неприятная ситуация например ограбили, поцарапали машину то испытывать радость в такие моменты не очень адекватно, для этого есть другие эмоции, которые будут адекватны контексту например грусть, злость, презрение.
Второе заблуждение. Эмоции можно контролировать. Это не правда, эмоции нельзя контролировать, так как за их появление отвечают такие отделы мозга, которые не связаны с контролем. Эмоции можно скрывать, то есть показывать социуму, что Вы в данный момент испытываете другую эмоцию. Это получается не у всех, но это можно. Например. Вы пришли на праздник, а там присутствует человек, который вам неприятен, и вместо отвращения и презрения Вы мимикой и пантомимикой, а также вербально выражаете радость от встречи.
Но в каждом заблуждении есть доля правды, эмоции можно регулировать и это соответствует эмоциональной зрелости. Задача родителей научить проявлять эмоции и регулировать их. Как это сделать?
1. Нужно отбросить идею о положительных и отрицательных эмоциях. Все эмоции нужны и все эмоции важны.
2. Самому научится распознавать свои собственные эмоции и чувства. Есть даже такой симптом - алекситимия, это невозможность человека озвучить то, что с ним происходит. Например: «Что ты чувствуешь?» Человек сидит весь красный, кулаки сжаты, зубы скрипят: «Я не знаю!»
3. Для того чтобы распознавать эмоции других людей у нас есть такой механизм как эмпатия, это когда мы по малейшим невербальным проявлениям понимает что испытывает другой человек. Её можно развивать.
4. Далее родителю нужно отзеркаливать эмоции ребенка и при этом не наказывать за его проявления. Например, ребенок сломал игрушку и сидит, плачет и смотрит на эту игрушку. Как обычно поступают? Да не расстраивайся, да что за ерунда и так далее. Это называется обесценивание эмоций. Задача родителя подойти, обнять и отзеркалить. У тебя сломалась игрушка? Да! Ты очень расстроился? Да! Тебе грустно? Да! Все люди грустят, когда ценная вещь сломалась! Давай попробуем починить! Время, затраченное на данный диалог, как правило, 1-3 минуты, а результат совсем другой! Грустить и расстраиваться когда игрушка сломалась это нормально!
5. Использовать вербализацию – называть эмоции и чувства!
6. Эмоции проявляются через тело (жесты, позы, мимика).
7. Эмоции можно отреагировать, подавить или прожить. Отреагировать это выплеснуть, а подавить это использовать максимальные ресурсы организма, чтобы затолкать эмоции опять в бессознательное. На подавление тратится огромное количество ресурсов, поэтому люди, склонные подавлять эмоции, очень напряжены, а лицо словно маска. Прожить эмоцию это дать ей проявится без подавления и без выплескивания, это свойственно для эмоционально зрелых людей.
8. Злость такая же нужная эмоция как и радость! Злость можно легализировать, играть с ребенком в активные игры, но с обязательной обратной связью, если Вам больно Вы про это говорите. Так ребенок учиться управлять своей силой и понимать свои эмоции.
Педагог-психолог центра ПВ и ПС
Михайлова Л.В.
|