Обучение действием – модель социальной практики воспитанников
Великая цель образования – это не знания, а действия.
Герберт Спенсер
Английский философ, социолог, 19 век
Учи показом, а не рассказом
Пословица
Модернизация системы образования, происходящая сегодня, способствует перестройке деятельности образовательных учреждений, в том числе центра подготовки к выпуску и постинтернатного сопровождения выпускников, которые ищут новые формы работы с учащимися, новую модель, позволяющую обеспечить качественную подготовку выпускников детского дома: формирование личностно-ориентированных качеств обучаемых (образованность, компетентность, конкурентоспособность, адаптивность, успешную социализацию в обществе и т.д.), удовлетворение образовательных потребностей обучаемых; воспитание социально-активной и функционально-грамотной личности, способной к самостоятельному и ответственному формированию образовательной и жизненной траектории.
Для эффективной организации личностно и социально развивающего пространства в нашем центре разработаны программы, способствующие качественному изменению организации всего образовательного процесса на старшей ступени обучения. Реформированию структуры и организационных форм образовательного процесса, согласование содержания и методов образования с задачами личностного взросления и социализации молодых людей способствует реализация программ центра «Твое будущее в твоих руках», «Дом моей мечты. Погружение в жизнь», «Ценный кадр», «По дороге жизни», «Академия домоводства», «Заработай деньги сам».
Наши программы способны выполнять социальный заказ общества и государства не просто на выпускника, а на личность, которая должна обладать целым набором качеств (самостоятельность в принятии решений и выборе; умение отвечать за свои решения; способность нести ответственность за себя, свой выбор; готовность к действиям в нестандартных ситуациях; обладание приемами учения и готовность к постоянной переподготовке; умение жить в ладу с самим собой и другими); позволяют учащимся нормально развиваться; получать индивидуальное образование, быть более конкурентоспособными; успешно адаптироваться в обществе.
В ходе реализации наших программ выпускники детского дома получают навыки социальной практики – это решение ситуаций, в которых человек получает социальный опыт. Такие ситуации возникают в результате формального (делового) общения со специалистами центра: психологом, социальными педагогами, воспитателями и совместной деятельности.
Внедрение социальной практики в центре осуществляется в целях:
- формирования социальных компетенций на основе привлечения воспитанников к общественно значимой деятельности;
- приобретения практических умений коммуникативной культуры в процессе осуществления различных социальных взаимодействий;
- знакомства с конкретными условиями и содержанием отдельных социальных процессов, проходящих в современном российском обществе;
- приобретения навыков формирования индивидуальных моделей поведения, адекватных ситуаций решения и преодоления проблем, сопровождающих деятельность воспитанников, умения применять теоретические знания в конкретной ситуации.
Только через участие в социальной практике молодые люди учатся применять полученные знания и развивать умения, происходит выработка социальной компетентности личности.
Чтобы обучить выпускника действием в первую очередь необходимо установить с ним эмоциональный контакт, обсудить предполагаемые результаты и условия сотрудничества, раскрыть смысл и содержание предстоящей работы, определить общие профессиональные позиции, распределить обязанности, сформировать общие цели и задачи, мотивы сотрудничества. Это также предполагает формирование чувства безопасности у выпускника. Это достаточно важный момент, так как от него зависит успешность всей последующей работы. Поэтому необходимо провести первичную беседу с выпускником грамотно, показать, что ему здесь рады. Необходимо подчеркнуть выпускнику, что работа с ним ставит своей целью достижение его благополучия и оказание ему помощи.
Прежде чем приступить к обучению действием следует помнить и о информационно-аналитическом (диагностическом) этапе взаимодействия с выпускниками. Это определение основных проблемных (болевых) точек, готовности к самостоятельной жизни, осуществление общей и частной диагностики, изучение положительного в выпускнике, сильных сторон, имеющихся ресурсов. Сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение информации до субъекта проблемной ситуации. Также на этом этапе продолжаются реализовываться задачи предыдущего этапа – организация жизни выпускника в Центре, либо в социуме – общежитии профессионального учебного заведения, у родственников, самостоятельно, адаптация к его условиям, режиму, требованиям. Выявив проблемные точки, можно предложить выпускнику обучение действием в виде психологических тренингов, обучение навыкам приготовления пищи, навыкам прохождения медицинских обследований, навыкам самостоятельного поиска работы. В период участия ребят в программах центра сразу становится понятно, у кого из них какие проблемы могут возникнуть в дальнейшем. При проведении мастер – классов по генеральной уборке учебной квартиры одни из воспитанников берут на себя основные функции, другие думают, что «лучше остаться в тени незамеченными». Однако такая позиция сразу говорит о том, что именно у этих ребят возникнут проблемы в общежитии с комендантами и воспитателями.
Во время консультативно – проектировочного (договорного) этапа происходит обсуждение и выбор путей решения проблемы, определение последовательности действий, сроков исполнения, возможности корректировки планов, формирование индивидуального маршрута выпускника (плана сопровождения). Составление и подписание плана-программы действий с ним. Ознакомление с проектом маршрута других участников процесса сопровождения, подготовка участников.
Деятельностный (практический) этап, связанный с реализацией запланированного с опорой на помощь других специалистов; стимулирование активности сопровождаемого, его самостоятельности; анализ и рефлексия процесса реализации плана, согласование и координация деятельности всех субъектов сопровождения. В случае необходимости корректировка плана и маршрута сопровождения. Содержание данного этапа определяется наиболее типичными или индивидуальными сложностями воспитанника, возникающими в постинтернатный период. Эти проблемы определяют блоки – направления практического этапа:
- профессионально-трудовой (профориентирование, помощь в постановке на учет в Центре занятости населения, в поиске работы, трудоустройстве, адаптации к первичному трудовому коллективу, в распределении заработной платы и пр.),
- образовательный (помощь в получении основного, начального и среднего профессионального, дополнительного образования).
- социально-бытовой (формирование умений ведения домашнего хозяйства (кулинария, домоводство), оказание первой медицинской помощи, знакомство с техникой безопасности в быту, основами ремонта одежды и обуви, развитие умений использования ресурсов различных социальных инфраструктур и учреждений и пр.)
- социально-психолого-педагогический (подготовка к будущей семейной жизни, превенция девиантного и аддиктивного поведения, формирование коммуникативных умений, снятие психологических барьеров и страхов перед окружающим миром и пр.) - собственно социальный (правовой, экономический и культурный компоненты, а также готовность к принятию новой социальной позиции, принятию и следованию социальным нормам.
Все блоки по своей сути направлены на формирование социальной компетентности и самостоятельности выпускника.
Заключительно-оценочный (рефлексивно-диагностический) этап, предполагающий осмысление, анализ достигнутых результатов, оценку; коррекция планов в случае неудовлетворительных результатов, возврат на проектировочный этап и повтор действий заново. По существу предполагает сопоставление полученных результатов с запланированной целью. Завершение процесса адаптации. Планирование будущей жизни вместе с воспитанником, определение дальнейших перспектив.
Воспитатель центра ПВ и ПС Попова М.Н.
|