Педагогическая практика слушателей курса № 1 МАУ ДПО ИПК
«Теория и методика социально-педагогической деятельности»
В знаменательный день - Всемирный день ребенка (Universal Children's Day), который отмечается ежегодно 20 ноября, была организована встреча с сотрудниками центра подготовки к выпуску и постинтернатного сопровождения «Дом выпускника» (структурное подразделение МКОУ «Детский дом-школа № 95»). 20 ноября знаменует день, в который Генеральная Ассамблея ООН приняла в 1959 году Декларацию прав ребёнка, а в 1989 году — Конвенцию о правах ребёнка. Презентация опыта работы была сделана сотрудниками Центра ПВ и ПС.
Специалисты центра подготовки к выпуску и постинтернатного сопровождения представили программу самостоятельного проживания в учебной квартире «Дом моей мечты. Погружение в жизнь», которая родилась в 2014 году. Участники программы - обучающиеся 9-11 классов. В прошлом учебном году в нее вошли и воспитанники 8 классов. Заведующая центром Г.С.Епонешникова акцентировала внимание на том, что подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни – это комплекс мер психолого-социально-педагогического характера, направленных на формирование у воспитанника адекватного представления о социуме, взаимоотношениях в нем, возникающих жизненных проблемах, путях конструктивного преодоления трудностей. Инновационным элементом программы является практически самостоятельное проживание в учебной квартире, что помогает воспитанникам понять и развить значимые для самостоятельной жизни качества: самоконтроль, привычку полагаться на собственные силы, самообслуживание и др.
Результаты пятилетней работы свидетельствуют о результативности программы «Дом моей мечты. Погружение в жизнь». Выпускники-участники программы в большинстве своем сегодня имеют множество социальных контактов, занимают активную позицию в жизни и профессиональном образовательном учреждении.
Педагог-психолог Лилия Валерьевна Михайлова осветила направления деятельности педагога-психолога центра ПВ и ПС: 1) консультативная, просветительско-профилактическая работа; 2) психодиагностика выпускников, воспитанников, педагогов с целью построения конструктивных взаимоотношений с окружающими, самопознания, саморазвития, коррекции поведенческих реакций, коррекции профориентации; 3) методическая работа; 4) социальный патронат; 5) развивающая работа (реализация программ и проектов центра ПВ и ПС и т.д.).
Лилия Валерьевна отметила, что в Центре разработан ряд программ и проектов, в реализации которых предусмотрено участие педагога-психолога (диагностика, информация по теме, консультация, элементы тренинга). В период постинтернатного сопровождения реализуется ряд программ по социальной адаптации выпускников:
- «По дороге жизни» (содействие дальнейшему самоопределению и социальной адаптации, формированию правовой грамотности воспитанников и выпускников);
- «Ценный кадр» (приобретение участниками знаний и умений, необходимых для планирования своего профессионального пути и успешного продвижения в реализации намеченного плана);
- «Шаг в будущее» (подготовка воспитанника (выпускника) к самостоятельной жизни и успешной адаптации и социализации в современном обществе, повышение уровня социальной адаптации выпускников детского дома в рамках постинтернатного сопровождения);
- «Наедине с собой» (решение проблем психологического здоровья).
Социальный педагог Олеся Юрьевна Осинцева охарактеризовала содержание деятельности по основным направлениям деятельности социальных педагогов центра ПВ и ПС. Она отметила, что большую роль в работе по социализации играют социально-педагогические проекты:
- проект волонтёрской деятельности «Учимся вместе – учимся друг у друга!» (ключевая идея - привлечь к сотрудничеству успешных людей – состоявшихся в жизни, материально независимых, умеющих ставить реальные цели и добиваться их);
- проект «СемьЯ» (работа с молодыми родителями);
- проект «Заработай деньги сам» (ориентирован на сокращение количества асоциальных явлений среди выпускников детского дома (безработица, правонарушения, бродяжничество, суицид);
- проект «Помоги себе сам» (формирование умения оказать первую медицинскую помощь);
- проект «Академия домоводства» (формирование основных знаний, умений, навыков по организации быта);
- проект «Мир вокруг нас» (профориентация и помощь в обоснованном выборе профессии);
- проект «Один день из жизни студента» (основная задача снизить процент отчисленных выпускников).
По итогам встречи было высказано пожелание обмена опытом между разными учреждениями, работающими в направлении постинтернатного сопровождения воспитанников казенных учреждений и наполнения пространства образовательного партнерства лучшими практиками работы.
Руководитель практики: Иванова Тамара Александровна,
ст. преподаватель кафедры акмеологии и дополнительного образования
Отзывы слушателей по итогам педагогической практики
«Хотим поблагодарить сотрудников Центра ПВ и ПС за интересную и познавательную экскурсию по вашему Центру, за обмен опытом работы по постинтернатному сопровождению. Приятно видеть специалистов высокого уровня, вкладывающих всю душу в работу с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Условия проживания для детей впечатляют, видно, сколько усилий было приложено, дети счастливы и что, главное, они знают, к чему стремиться в этой жизни!»
Воспитатели МКУ «Детский дом» «Ровесник»
«Как замечательно, что в нашем городе есть уютный Дом, где готовят воспитанников к взрослой самостоятельной жизни. Это Центр подготовки к выпуску и постинтернатного сопровождения во главе с заведующей Епонешниковой Галиной Станиславовной.
Хочется выразить сердечную благодарность педагогическому коллективу за тёплый приём! Посетили впервые Центр и остались очень довольны. Спасибо всем, кто трудится там ежедневно для того, чтобы детям было комфортно, интересно, весело и вкусно. Прекрасная и доброжелательная домашняя атмосфера, уютная обстановка, очень теплая и дружная команда профессионалов высокого уровня, чуткие внимательные люди. Много интересных мероприятий, совершенствование методик, бескрайняя любовь и индивидуальный подход к каждому выпускнику. Прекрасная подготовка к взрослой жизни!
Желаем коллективу позитивного развития, творческих успехов, энтузиазма, процветания и побольше детских улыбок в награду!»
С уважением - воспитатели
МКОУ «Специальная школа №30»
|