Лень и мы
Периодически каждый человек ленится, особенно с наступлением лета, когда на улице тепло, чувствуется близость каникул. Школьники с большим трудом посещают занятия и выполняют домашние задания, а порой и вовсе отказываются от них. Как же справиться с этими приступами лени? Лень – это нежелание выполнять какую-то деятельность, трудности во включении в работу, невозможность приступить к занятиям. Она свойственна практически каждому, и даже самые прилежные ученики временами подвергаются этому «недугу».
26 октября участниками музейного урока «Лень и мы» были семиклассники и десятиклассники, которым был задан вопрос «Что такое лень?» Ответы получились такие:
- слабость, с которой нужно бороться трудом;
- дурачество;
- усталость;
- когда ничего не хочется делать.
Мы попытались выяснить причину лени и способы борьбы с этим «недугом». Снежана Моисеева теоретически обосновала данную проблему, используя красочную презентацию, провела опрос школьников по злободневной теме и сделала вывод.
Нехватка силы воли – наиболее распространенная причина лени. Для таких учеников завтра - это самый загруженный день недели, ведь они постоянно откладывают многие дела на завтра. Число учащихся, которым не хватает силы воли в борьбе с ленью, составляет – 40%. 33% присутствующих считают, что причиной их лени является усталость. Для 17% учащихся лень – это источник удовольствия. Число учащихся имеющих низкую мотивацию составляет – 10%.
Участники музейного урока предложили свои способы борьбы с ленью:
- С раннего возраста приучать себя к дисциплине.
- Не откладывать ничего на завтра.
- Физическая активность – каждый день!
- Заставить себя сделать что-либо один раз, чтобы побороть свою нерешительность.
- Больше спать, когда выспишься, появляется много сил.
- Брать пример с людей, которым удалось победить лень в своей жизни.
В беседе с участниками музейного урока мы выяснили, как наши школьники относятся к лени, к причинам её возникновения, чтобы разобраться в себе.
- Израильский Алексей:
- Я думаю, что лень возникает с потерей интереса, усталостью, предвкушением каникул, появлением других интересных занятий, не касающихся обучения, влиянием хорошей погоды, друзей, долгих праздников и выходных.
- Лысак Саша:
- Лень – это болезнь. Это доказали ученые и они считают, что лень – это болезненное состояние, которое они называют синдромом отсутствия мотивации. Он поражает каждого пятого жителя нашей планеты и характеризуется непреодолимой и расслабляющей апатией. Лень - это самое ужасное качество человека. Я считаю себя не ленивым человеком. Я стремлюсь к хорошей учёбе и никогда не теряю свободного времени зря.
- Конзачакова Лариса:
- С ленивым человеком неприятно иметь дело. Он ждет, что кто-то другой все сделает за него. То он надоедает просьбами, то прикидывается беспомощным, чтобы его выручали. На ленивого человека нельзя положиться, он часто подводит других. В общем, никакой пользы, не говоря уже о помощи. А кто захочет с таким «нянчиться»?
- Горбунов Дмитрий:
- Я думаю, что лень берется оттого, что человеку что-то делать неинтересно. Но есть вещи, которые все равно делать необходимо. Нужно соблюдать дисциплину в жизни, чтобы потом наслаждаться плодами своего труда.
- Конзачакова Лиза:
- Очень важно отличить лень от нежелания учиться, конфликтов с учителями, одноклассниками, отсутствием интереса. Лень проявляется не постоянно, а только в некоторые моменты времени, например, в последние дни перед каникулами. Важна дисциплина на уроке, тогда усвоишь материал и не надо делать домашние задания. Леность исчезнет сама по себе.
В конце урока школьники просмотрели учебные фильмы «Лень», «Нехочуха», прослушали песню в исполнении А. Азариной на слова А.Вознесенского «Благославите лень», 7 правил победить лень, 40 законов успеха из фильма «Лень» Академии АСВ и «похоронили» Лень в мусорном ведре.
Лениться надо со вкусом. Недаром говорят «Лень-матушка». Кстати, и то, что она прежде нас родилась, тоже верно. А вот ещё пословица: «Ленивому всегда праздник» – да кто же не хочет праздника! Вспомним и эти жемчужины русской словесности: «От работы кони дохнут», «Работа не волк, в лес не убежит»…
Есть в них что-то притягательное, не правда ли? А как проникновенно выразил это состояние души поэт А. Вознесенский: «Благословенна лень, томительнейший плен, когда проснуться лень и сну отдаться лень».
Ленивым надо уметь быть. И, конечно, уметь отличать хроническую лень как полное нежелание заниматься делами – от той благословенной лени, которая спасает нас от ненужных перегрузок, дарит покой и отдых и направляет мысли и дела в нужное русло. При правильном подходе лень – один из источников вдохновения и полезный инструмент самомотивации.
Башарина Р.Д., педагог – организатор,
Шитова О.Г., руководитель Музея истории. |