Добро пожаловать на
официальный сайт МКОУ  "Детский дом-школа №95"

654040, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Климасенко, д. 15, тел. 53-50-29.


Вы вошли как Гость | Группа "Гости"

 НОВОСТИ | Методическая копилка | Карта сайта | Контакты 
Информация об учредителе
Обязательно ставьте оценки (звезды) и оставляйте комментарии к просмотренным материалам.
Меню сайта

Фотогалерея

Категории новостей
Общее [16]
Грамотная речь педагога и воспитанника [9]

Опрос
Кто посещает наш сайт?
Всего ответов: 657


Кто онлайн:
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Система Orphus
Проголосуй за наш сайт
Главная » Файлы » Общее » Общее

Рекомендации по профилактике синдрома профессионального выгорания педагога
22.09.2018, 13:45

Рекомендации
по профилактике синдрома профессионального выгорания педагога

1. Половина внимания - на себя.

  • Обязательно устраивайте «переменки» — время, когда вы можете осознанно прислушаться к себе и только к себе.
  • Прислушивайтесь к себе и непосредственно во время общения, — вам нужно научиться отслеживать свои эмоции, по возможности отделяя те, которые являются сопереживанием, от своих собственных.
  • Ощущайте своё дыхание. Задержка дыхания - верный признак того, что вы входите в опасную для себя эмоциональную область. Пора ослабить контакт с партнером. Отслеживайте собственные ощущения тела. Если начались какие-то ощущения– попробуйте сделать из того, что предлагается ниже.

Признаки, на которые нельзя не обратить внимания.

  • Повышение сердцебиения
  • Неконтролируемая дрожь
  • Немотивированное раздражение
  • Неудержимые или неуместные слезы, плач
  • Неспособность действовать, ступор, растерянность
  • Неожиданное внутреннее беспокойство, повышение уровня тревоги
  • Истощение, мгновенная потеря интереса к происходящему
  1. Скорая помощь себе.
  • Напомните себе, что вы - это вы. Полезно сказать себе что-нибудь типа: «Я - Наталья Ивановна, я — учитель», причем сказать не про себя, а громко, так, чтобы услышать собственный голос.
  • Отсоединение: Поменяйте позу, ритм дыхания, пройдитесь, отведите взгляд, посмотрите в окно и т. п.
  • Смена ощущений: Доставьте своему телу новые ощущения: помойте руки, сполосните лицо, выпейте чаю или глотните воды, сходите в туалет, подышите свежим воздухом или понюхайте кофейные зерна. Если есть необходимость - примите душ и смените полностью всю одежду.
  • Необычные действия: Сделайте пару физических упражнений, и чем страннее они будут - тем лучше: вам нужны новые эмоции. Совершите несколько танцевальных па, прыгните со стула, всё, что угодно, из того, чего вы никогда не делали и что не оставит вас равнодушным.
  • Релаксация: Научитесь расслабляться, отвлекаясь от вообще любых мыслей, сосредотачиваясь на ощущениях собственного тела, и доставляйте себе это удовольствие каждый раз, приходя домой с работы.

Пора учиться способам саморегуляции. Вот некоторые из них:

  1. Способы, связанные с управлением дыханием

Способ 1.

  • Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка.
  • Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Способ 2.

  • Поскольку в ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох:
  • глубоко выдохните;
  • задержите дыхание так долго, как сможете;
  • сделайте несколько глубоких вдохов;
  • снова задержите дыхание.
  1. Способы, связанные с воздействием слова

Способ 1. Самоприказы

  • Самоприказ - это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением.
  • «Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» — это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с клиентами.
  • Сформулируйте самоприказ.
  • Мысленно повторите его несколько раз. Если это возможно, повторите его вслух.

Способ 2. Самопрограммирование

  • Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичных обстоятельствах. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.
  • Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.
  • Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»:

«Именно сегодня у меня все получится»;
«Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»;
«Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»;
«Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».

Мысленно повторите его несколько раз.

Способ 3. Самоодобрение (самопоощрение)

Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок — это одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самому.

  • В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец! Умница!», «Здорово у меня получилось!»
  • Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3-5 раз.

КОНКРЕТНЫЕ ПРИЕМЫ САМОПОДДЕРЖКИ

1. Прием «Вечерний пересмотр событий» (для тех, кто работает с людьми, самый губительный принцип — «Я подумаю об этом завтра». Не прорабатывать пережитый опыт дня, уходить от мыслей о них, проявлять сверхактивность в работе (к примеру, работая и днём- на работе, и ночью-дома, за компьютером) крайне вредно для нас).

2. Визуализация: мысленное представление, проигрывание, видение себя в ситуации, которая еще не произошла, — это прием, помогающий строить реальность. Человек воображает себя делающим (или имеющим) то, к чему он стремится, и — получает желаемое. (10 минут перед отходом ко сну и 10 минут утром. Всего 20 минут!)

3. Техника самопомощи. «Признание своих достоинств»

Помогает при излишней самокритичности. Одно из противоядий — осознать, что вы, так же как и другие люди, не можете и не должны быть совершенством. Но вы достаточно хороши для того, чтобы жить, радоваться и, конечно, быть успешным.

А теперь — самоподдерживающий прием (женщины примут его скорее, чем мужчины!).

Каждый день, когда вы стоите перед зеркалом и собираетесь на работу, уверенно смотрите в зеркало, прямо в глаза самому себе и говорите не менее трех раз: «Я, конечно, не совершенство, но достаточно хорош (хороша)!». При этом неплохо, если вы улыбнетесь себе!

Еще одно важное условие состоит в наличии разделения между работой и домом, между профессиональной и частной жизнью. Выгорание усиливается всякий раз, когда границы между ними начинают стираться, и работа занимает большую часть жизни. Для психологического благополучия педагогов абсолютно необходимо ограничивать их работу пределами разумного и не позволять им распространять ее на домашнюю жизнь. Семейные проблемы, являющиеся следствием выгорания, могут быть облегчены “снижением рутинности”, когда люди направленно участвуют в специальных мероприятиях, полностью не связанных с работой, которые позволяют им расслабиться, перестать думать о работе прежде, чем они добираются домой. Иногда это могут быть физические упражнения или уединение на некоторое время в парке, чтобы поразмышлять, или просто горячая ванна.

4.Научитесь жить с юмором

«Юмор - соль жизни, - говорил К. Чапек, - кто лучше просолен, дольше жи­вет». Юмористическое отношение к событию несовместимо с повышенной тревожностью по поводу его влияния на нашу жизнь. Поэтому смех и защища­ет нас от чрезмерного напряжения. Юмор дает возможность человеку увели­чить дистанцию по отношению к чему угодно, в том числе и к самому себе, т.е. облегчает самоотстранение.

Смех - это отдушина. Посмеявшись над чем-то, человек чувствует себя сво­боднее. Он освобождается от страха перед проблемой, которая начинает выгля­деть простой и преодолимой. Человек начинает ощущать себя хозяином поло­жения.

Многие пытаются всюду успеть, делать больше, чем в их силах. Снизьте темп жизни! Разумнее делать меньше, но лучше, чем много, но плохо, а потом еще и переживать из-за этого «плохо».

Старайтесь без ущерба для здоровья пережить неудачу. Проблемы и трудности могут коснуться каждого, это норма жизни. Они не указывают на слабость или снижение профессионализма - это особенности деятельности специалистов «помогающих» профессий. Помните психологическое правило: жизнь ритмич­на, спады чередуются с подъемами.

Риск выгорания смягчают стабильная и привлекательная работа, пред­ставляющая возможности для творчества, профессионального и личностного роста; удовлетворенность качеством жизни в различных ее аспектах; наличие разнообразных интересов, перспективные жизненные планы.

Реже «выгорают» оптимистические и жизнерадостные люди, умеющие успешно преодолевать жизненные невзгоды и возрастные кризисы. Те, кто за­нимает активную жизненную позицию, и обращается к творческому поиску ре­шения при столкновении с трудными обстоятельствами, владеет средствами психической саморегуляции, заботится о восполнении своих психоэнергетиче­ских и социально-психологических ресурсов.

Снижают риск выгорания сильная социальная, профессиональная под­держка, круг надежных друзей и поддержка со стороны семьи.

В работе по профилактике эмоционального выгорания первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в лю­дей, неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся.

Жизненный успех не дается без труда. Но не следует считать трудности непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. А на нет - и суда нет, как говорят в народе. Большая мудрость содержится в изречениях:

  • «Жизнь на 10% состоит из того, что вы в ней делаете, а на 90% - из того, как вы ее воспринимаете»,
  • «Если не можете изменить ситуацию, измените свое от­ношение к ней».

 Экспресс-приемы для снятия эмоционального напряжения

  • Сложите руки «в замок» за спиной. Так как отрицательные эмоции «живут» на шее ниже затылка и на плечах, напрягите руки и спину, потянитесь, рас­слабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.
  • Сложите руки «в замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти (во время потягивания происходит выброс «гормона счастья»).
  • Улыбнитесь! Зафиксируйте улыбку на лице на 10 - 15 секунд. При улыбке расслабляется гораздо больше мышц, чем при обычном положении. Почувст­вуйте благодать, которая расходится по всему телу от улыбки. Сохраните это состояние.
  • Эффективным средством снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме «4 + 4 + 4»: четыре секун­ды на вдох, четыре - на задержку дыхания, четыре - на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно.
  • Самым мощным и при этом часто игнорируемым средством избавления от эмоционального напряжения является сознание человека. Главное - это уста­новка человека на то, что жизнь - прекрасна и удивительна, что мы обладаем мозгом, чтобы мыслить, мечтать, самосовершенствоваться; глазами - чтобы видеть прекрасное вокруг: природу, красивые лица, рукотворные шедевры; слухом - чтобы слышать прекрасное: музыку, птиц, шелест листвы. Мы можем творить, двигаться, любить, получать массу удовольствий от того, что на каж­дом шагу дарит на жизнь. Вопрос лишь в том, умеем ли мы все это замечать, ощущать, умеем ли радоваться. Главное - это установка на радость.
  • Мудра Земли. (Мудра - особое положение пальцев рук на фоне медитации, которое замыкает и направляет биологическую энергию человека.) Сложите большой и безымянный пальцы кольцом, остальные выпрямите. Закройте глаза. Замрите. Эта мудра улучшает психофизическое состояние организма, сни­мает стрессы, повышает самооценку.
  • Мудра «Лестница небесного храма». Снимает депрессию, улучшается на­строение, снимает состояние безысходности и тоски. Сложите пальцы в виде лестницы: большой на большой, указательный на указательный, средний на средний, безымянный на безымянный, мизинцы выпрямите и несколько минут медитируйте. Скажите себе, что вы самый уравновешенный человек. Улыбни­тесь!
  • Мышечная разрядка отрицательных эмоций (пешие прогулки, физические упражнения). Например: в течение 10 минут утром и вечером (под музыку, как бы танцуя), стоя, ритмично отрывая пятки от пола, поворачиваться на носках на 90 градусов влево, вправо, одновременно перекручиваясь в талии вокруг своей оси насколько возможно и при поворотах делая махи руками и моргая. Это средство от нервно-психического перенапряжения, для улучшения на­строения и работоспособности (из альтернативной индийской медицины).
  • Учтите, что стрессы реже «пристают» к человеку, который умеет дурачить­ся, или, как говорят, «валять дурака». Например, дома побоксируйте с вообра­жаемым противником, состройте самому себе рожицу перед зеркалом, надень­те на себя что-нибудь экстравагантное, поиграйте с игрушкой вашего ребен­ка...
  • Одна из биологически активных точек, надавливание на которую успокаи­вает нервную систему, находится в центре нижней части подбородка, другая - на тыльной стороне правой и левой рук между большим и указательным паль­цами, причем ближе к указательному пальцу. Надавливают как на одну, так и на другую точку кончиком большого пальца колебательными движениями сна­чала слегка, потом сильнее (до появления легкой боли) не менее 3 минут.

Музыка является одним из компонентов коррекции психологических и физио­логических процессов.

Для моделирования настроения рекомендуются сле­дующие музыкальные произведения:

  • при переутомлении и нервном истощении - «Утро» Грига, «Полонез» Огинского;
  • при угнетенном меланхолическом настроении - ода «К радости» Бетхове­на, «Аве Мария» Шуберта,
  • при выраженной раздражимости, гневе - «Сентиментальный вальс» Чай­ковского;
  • при снижении сосредоточенности внимания - «Времена года» Чайковского, «Грезы» Шумана;
  • расслабляющее действие - «Лебедь» Сен-Санса, «Баркарола» Чайковского;
  • тонизирующее воздействие - «Чардаш» Кальмана, «Кумпарсита» Родригеса, «Шербурские зонтики» Леграна.

Здоровья Вам, душевного и физического!
 

Педагоги-психологи МКОУ "Детский дом-школа №95"

Категория: Общее | Добавил: Admin1
Просмотров: 14 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Вход

Поиск

Важно

Телефоны доверия
Для детей и подростков:
8-800-2000-122
(бесплатно по РФ);

Для взрослых (г. Новокузнецк):
8(3843)713-064
8(3843)713-063.

Доска объявлений
[08.04.2014][Музей]
«Вспомним всех поименно» (0)

Сотрудники, имеющие персональные сайты
Арнст А.П.,
учитель информатики

Скурятина Н.А.,
 учитель физики

Качалкова Е.А.,
старший воспитатель

 Прохорова А.Г.,
 учитель-логопед

Волохова Г.И,
воспитатель

Крафт С.А.,
 учитель истории и обществознания

Башарина Р.Д.,
 учитель немецкого языка

Берестова Н.А.,
воспитатель

Неволина Е.М.,
заведующая библиотекой

Димитров О.А., учитель истории и обществознания
Черкашина И.В.,
учитель географии

Якимова В.А.,
учитель математики

Шитова О.Г.,
педагог-организатор


Ильина Е.В.,
учитель физики

Кулакова Н.И.,
педагог-организатор

"Школа отцов"

Подробнее...

Календарь

Архив новостей

Полезные ссылки:
Госуслуги
Вверх
 ©МКОУ "Детский дом-школа №95", 2018
При использовании материалов сайта ссылка на www.dd95.ucoz.ru обязательна
Авторские материалы защищаются Гражданским кодексом РФ
Хостинг от uCoz
Администратор сайта: 
Арнст Анфиса Петровна *
anfisa-kirienko@mail.ru