Мастер – класс «Музейные уроки как средство реализации культурно-досуговой деятельности школьников по программе «Школа успеха»
Подготовили: Башарина Р.Д., педагог-организатор,
Шитова О.Г., руководитель Музея истории.
Цели музейных уроков по программе «Школа успеха»:
- решение комплекса задач, связанных с формированием культуры внеклассной деятельности;
- вовлечение школьников в яркий мир творчества, конкурсов, развлечений и праздников, освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение;
- направление личности на различные социально значимые нормы и ценности.
Ход занятия мастер – класса
Мастер – класс «Музейные уроки как средство реализации культурно – досуговой деятельности школьников по программе «Школа успеха»-20 мин.
- Сообщение по теме: О.Г. Шитова, руководителя Музея истории - 9 мин.
- Краткий анализ альбома, составленного по итогам 2016/2017 учебного года, как музейной экспозиции по теме - 1 мин.
- Содержание музейного урока «Люди идут по свету» как пример организации культурно – досуговой деятельности - 2 мин.
- Показ видеоклипа «Люди идут по свету» - 6 мин.
- Вывод: 1 мин. (Шитова О.Г.)
- Мнения участников мастер- класса: -1 мин.
- Выступление на педсовете по итогам мероприятия: 1мин. (Проскурякова Т.В.)
2. Сообщение по теме О.Г. Шитовой, руководителя Музея истории
Музей истории Дома детства является одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства, координатором гражданско-патриотической, духовно-нравственной деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учебными заведениями, общественными организациями города и района.
С 2012 года в Музее реализуется проект «Музейные уроки» по Программе «Школа успеха», составленную для старшеклассников.
Авторами проекта являются Башарина Р.Д., педагог-организатор, Шитова О.Г., руководитель Музея истории.
Программа « Школа успеха состоит из четырёх разделов:
«Твое будущее в твоих руках»
«Кузбасс - край родной»
«Культура общения»
«Досуг и творчество».
Она разработана для старшеклассников, но мы пытаемся адаптировать её и для 5 – 8 классов.
Организованная культурно-досуговая деятельность – это не отдых в свободное от учебы и спорта время, а направленный процесс воспитания и образования учащихся в привлекательных для них формах, находящихся в рамках общего образовательного процесса.
Если ведущим видом деятельности в образовательной программе является познавательная деятельность, то в культурно-досуговой программе ведущим видом становится творческая деятельность.
Таким образом, потенциал досуга имеет широкие познавательные, просветительские, творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру учащихся.
К проведению музейных уроков готовятся все участники: руководители и ведущие, учителя, воспитатели. Особая роль отводится ведущим: репетиции, подготовка места проведения, подборка музейных экспонатов, игр по теме, конкурсов, викторин, интервьюирование, сбор информации, подготовка костюмов, презентаций, фотолюбителей и т. д.
За 5 лет проведено около 70 занятий, на сайт детского дома выставлено более 40 материалов музейных уроков, создано 25 музыкальных слайд-шоу. С каждым годом растет число желающих стать ведущими музейных занятий.
Формы проведения музейных уроков различны: конкурс, сюжетно-ролевая игра, синквейн, тематическая беседа, акция, выставка, круглый стол,
урок – викторина, инсценирование, презентация, урок – встреча, диалог и другие.
Направления работы по разделам:
«Твое будущее в твоих руках»
Ожидаемые результаты: развитие у детей способностей к выбору нравственной позиции, к ценностно-ориентированной деятельности, самореализации, жизненному самоопределению. Реализуя данное направление, мы провели музейные уроки – встречи с А.С. Хлебниковым, учителем ОБЖ и физической культуры, Л.И. Очиченко, учителем математики, ветеранами Н. Г. Клейман, И.И. Рогинцевым и др.
В ноябре приняли участие в городском конкурсе на лучшую организацию работы музеев в номинации «Мероприятие», выбрав форму - музейный урок по теме «Благодарные потомки». Участниками мероприятия стали учащиеся 10-11 классов, представители школьного органа ученического самоуправления президентский совет «Государства «Надежда». Почетным гостем была Клейман Нинель Георгиевна, ветеран труда, участница VI Международного фестиваля Молодежи и Студентов в Москве 1957года. «Кузбасс - край родной»
Ожидаемые результаты: положительная динамика в формировании устойчивых знаний о Кузбассе и развитие способностей к выбору гражданской позиции. Знакомство с историей Кузнецка, народами Кемеровской области, историей развития туризма в Кузбассе, Новокузнецке, Доме детства. Гостями музейных уроков были: В.С. Пилипенко, краевед, психолог, фотограф, ст. научный сотрудник литературно-мемориального музея имени Ф.М. Достоевского, Т.В. Проскурякова, учитель русского языка и литературы, И.В. Черкашина, учитель географии, участники туристического кружка и др.
«Культура общения»
Ожидаемые результаты: повышение культуры поведения учащихся, реализация потребностей подростков со сверстниками в различных видах деятельности. Организация и сопровождение работы ведущих внеклассных мероприятий. Создание благоприятной почвы для проявления инициативности учащихся. Проект «Этикет: трактат для подростков, желающих стать культурными людьми». Акция «День «Здравствуйте», организация и проведение различных досуговых мероприятий (анализ и подготовка видеоклипов, презентаций, игротеки, викторин и др.). С этими заданиями успешно справились ведущие музейных уроков: Нина Гришина, Анастасия Крачковская, Екатерина Морозова, Алина Косых, Артём Аверьянов, Ольга Лупашкина.
«Досуг и творчество»
Ожидаемые результаты: раскрытие творческой индивидуальности подростков, участие учащихся в развитой системе досуговых мероприятий. Организация традиционных праздничных мероприятий (День знаний, День учителя, День туризма, День пожилого человека, Хэллоуин, Рождество, Пасха и др.). Организация работы творческой мастерской по тематическому оформлению места проведения (игрушки, шары, открытки, сувениры). Организация работы по выразительному чтению к конкурсу стихов на русском и иностранном языке. Встречи с творческими людьми искусства (Елесин В.А., художник-пейзажист, Зиновьева И.Б, художник, поэт - песенник, Сергей Берестов, поэт, Келлер В.В., журналист, публицист, Е.В. Ильина и др.).
3. Краткий анализ альбома «Музейные уроки» как музейной экспозиции
В альбоме представлена Программа и краткое содержание, красочно оформленных и разработанных музейных уроков за 2016/2017 учебный год. ( Просмотр альбома участниками мастер – класса).
4. Содержание музейного урока « Люди идут по свету» как пример организации культурно-досуговой деятельности
Очередное занятие в Музее истории было посвящено Всемирному дню туризма. На музейный урок «Люди идут по свету…» были приглашены учащиеся 10 класса. 27 сентября - ДЕНЬ ТУРИЗМА - это праздник каждого, кто хоть раз ощутил себя путешественником, выбравшись из каждодневной будничной суеты на берег реки, в лес, в поле, горы или в другие места, которыми так богата наша земля! Информацию по данной теме представила Шитова О.Г., руководитель музея.
Она сказала:
- К нашему детскому дому этот праздник имеет непосредственное отношение. С 2001 года у нас функционирует туристское объединение «Юный турист», организатором и руководителем которого стал Ярослав Викторович Неугодников, мастер спорта России по спортивному туризму. Воспитанники Дома детства – активные участники пеше-водных походов, экспедиций, туристических слетов, выездов в краеведческие лагеря, на туристические базы. За 15 лет нашим ребятам покорились не только Кузнецкий Алатау и Горная Шория, но и наивысшая вершина Кавказа – Эльбрус, а также – мир замороженных горных равнин, морей, ледников, тундры и гор - Арктика! Они сплавлялись не только по рекам нашей области – Томи и Бельсу, но и Красноярского края – р. Фомкина 2, р. Кизир, р. Кинзелюк, рекам Хакасии со сплавом по р. Большой Абакан и Абакан, р. Каратош, р. Она, по неизвестным рекам Эвенкии: Понко, Делукта, Сенгдачангда, Корвунчага и Кочечум. Каждый пройденный километр туристических походов – это не только спортивные достижения и победы, но и укрепление уверенности в своих силах, умение преодолевать трудности и препятствия, делить радости и огорчения коллектива. Дружная группа – залог успешного прохождения маршрута, хорошей организации активного отдыха». Старшеклассники с интересом посмотрели видеоклип о сплаве нашей команды по реке Кизир (2012г.). Напряжение и переживание испытывали школьники во время просмотра фильма. Взволнованные, сосредоточенные лица…
Познакомились ребята и с выставкой «Поверь в мечту и в путь…», посвященную выпускникам 2016года Некрасову Никите, участнику VII Всероссийской молодежной полярной экспедиции «На лыжах – к Северному полюсу!» (2014г.), Трегубу Тимуру, участнику экспедиции на высшую точку России гору Эльбрус в рамках проекта «Молитва в Поднебесье» (2014г.).
Все присутствующие на музейном уроке с уважением говорили о Никите и Тимуре - мальчишках, которые являются для них примером в достижении и реализации поставленных целей, успешности. Всего этого можно добиться благодаря упорству, большому трудолюбию, вере в себя, свои силы. Следующей страничкой музейного урока стал творческий отчет ведущих. Они взяли интервью «Зачем люди путешествуют?» у Я.А. Трунцевой, Л.И. Очиченко, учителей детского дома, Г.П. Турченюк, руководителя музыкальной студии «Гармония», О.Г. Шитовой, педагога-организатора. Ответы-раздумья, ответы – размышления легли в основу создания познавательной, красочной, дополненной фотографиями презентации.
4. Показ видеоклипа «Люди идут по свету» ( Башарина Р.Д.)
5. Вывод: ( Шитова О.Г.)
Из вышеизложенного следует, что культурно - досуговая деятельность средствами музейных уроков продемонстрировала интеллектуальные, эмоциональные возможности учащихся и их творческую деятельность. Различные формы и методы досуговой деятельности способствовали положительному отношению учащихся к школе, к сверстникам, повысили сотрудничество с музеем истории, что в целом стало средством успешности школьника. Каждое отдельно взятое музейное занятие – новая, уникальная ситуация удовлетворённости учащихся участием в мероприятиях, в их проведении и организации. Работа Музей истории детского дома в номинации "Музейный урок" заняла I место в городском конкурсе музеев. Это высокая награда за неиссякаемый труд руководителей проекта по реализации Программы « Школа успеха» (ноябрь,2017 года)
Таким образом, потенциал музейных уроков имеет широкие познавательные, просветительские, творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру учащихся, помогает им адаптироваться в социуме.
Видеоматериалы музейных уроков смотрите на сайте школы!
Музей истории может оказать методическую помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий по данным направлениям.
6.Мнения участников мастер – класса:
- Проскурякова Т.В., учитель русского языка и литературы:
- Выражаем благодарность за организацию и проведение мастер - класса «Музейные уроки как средство реализации культурно-досуговой деятельности школьников». Выбор направлений работы Музея истории «Твое будущее в твоих руках», «Кузбасс - край родной», «Культура общения»,
«Досуг и творчество» развивает общую культуру учащихся, творчество, интеллект и познание, помогает им адаптироваться среди сверстников в общении. Я была участником музейных уроков « Мы живём семьёй единой», «Синквейн на уроке литературы», «Этикет», «Мир поэзии», сама окунулась в мир творчества внеклассной деятельности и созидательного времяпровождения со школьниками.
- Крафт Светлана Александровна, зам. директора по УВР:
- Огромное спасибо педагогам-организаторам Башариной Р.Д., Шитовой О.Г. за качество реализации такого важнейшего направления в работе нашего учреждения как культурно-досуговая деятельность школьников. Проводимые мероприятия в рамках программы «Школа успеха», позволяют воспитанникам, волею судьбы, оказавшимся в трудной ситуации, получить опыт положительных переживаний, лучше узнать традиции празднования значимых дат, раскрыть свой творческий потенциал.
7.Итоговое сообщение на педсовете (Проскурякова Т.В., руководитель МО гуманитарного цикла)
Мастер-класс «Музейные уроки как средство реализации культурно – досуговой деятельности школьников», который представил нам Музей истории, прошёл на высоком познавательно – методическом уровне.
Главная цель: обобщение опыта по проведению музейных уроков как направленного процесса духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся в рамках образовательно-воспитательного пространства Дома детства.
Культурно-досуговая деятельность средствами музейных уроков дает возможность вовлечения учащихся в творческую деятельность, развитие их общей культуры и адаптацию в социуме, нам же – педагогам, воспитателям – строить свои взаимоотношения с детьми за рамками учебного процесса, раскрывая свой творческий потенциал.
Считаем, что Музей истории может оказать действенную методическую помощь в организации и проведении мероприятий по направлениям, представленной в Программе «Школа успеха».
Музей предлагает реализацию творческих программ учителям, воспитателям и другим работникам детского дома, совместную деятельность по организации и проведению внеклассных мероприятий.
Культурно-досуговая деятельность
|