Неоднократно на практике выпускникам оказывается помощь, а значит и обучение действием, в вопросах обращения в органы опеки и попечительства для решения материальных проблем в снятии денежных средств и помощи в совершении покупок. Некоторых ребят приходится обучать правильно обращаться в регистратуру поликлиники, составлять беседу с врачом, грамотно описывать симптомы заболеваний, собирать анализы. Для выпускников реализуется не только теоретический курс занятий по оказанию первой медицинской помощи в различных жизненных ситуациях, но неоднократно пришлось на практике обучать действиям по спасению в случаях повышения температуры, пищевого отравления, получения ушибов, растяжений, умению измерить температуру, давление, продезинфицировать помещение, принять меры профилактического характера. Проводятся тематические беседы «Репродуктивное здоровье девушки», просмотр социальных роликов «Детский и взрослый алкоголизм», «Спайс-эпидемия», «Опасность социальных сетей» с последующей дискуссией;
- психолого-педагогический блок (подготовка к будущей семейной жизни, превенция девиантного и аддиктивного поведения, формирование коммуникативных умений, снятие психологических барьеров и страхов перед окружающим миром и пр.) Воспитателями, совместно с социальными педагогами и психологом центра реализуется программа «Твое будущее в твоих руках». В рамках этой программы в воспитанниках формируются знания о ценностях семьи, проводятся дискуссии, беседы, лекции о распределении ролей в семье, обсуждаются вопросы правовых основ брака, вопросы планирования семьи, доходов и расходов семьи, практические занятия с элементами решения вопросов семейного бюджета, деловая игра «Денежный поток», «Кредит – жизнь в долг или способ удовлетворения», происходит формирование навыков анализа условий кредитования, расширяется кругозор экономического мышления и потребительской культуры, формируются навыки обращения с денежными средствами. Для выработки коммуникативных навыков в качестве обучения действием воспитанникам предлагается беседа с элементами тестирования «Что такое толерантность», практическое занятие «Можно ли управлять собой», беседы с практическими заданиями «Роль общения в жизни», «Овладение способами невербального общения». Это также является обучением действием и формированием модели социальной практики воспитанников;
- собственно социальный блок (правовой, экономический и культурный компоненты, а также готовность к принятию новой социальной позиции, принятию и следованию социальным нормам). Для повышения правовой грамотности и уважения к закону воспитанников в период работы в программах центра обучают решать конкретные проблемные ситуации, которые могут возникнуть в их жизни или жизни их знакомых, родственников. Разбираются вопросы по изучению основных законов, защищающих права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, систематизируются знания «Конвенции о правах ребенка», «Конституции РФ», основ уголовного и административного права. Не только в теории, но и на практике предлагается решить задачи: «Как поступить если родственники препятствуют твоему вселению в квартиру?», «Что делать, если судебные приставы арестовали твои счета за имеющиеся задолженности по квартирной плате?», «Какие действия ты должен предпринять, если муниципальные власти не предоставляют тебе своевременно жилье?» Обучая действием, специалисты центра предлагают воспитанникам на деле оформить исковое заявление в суд по факту причинения побоев, по факту кражи и восстановлению документов, предлагается поучаствовать в деловой игре «Что делать, если тебя задержали сотрудники полиции? Как себя вести при составлении материалов о правонарушении?». Разбираются вопросы «Твои документы», где не только рассказывается, какие документы должен иметь выпускник детского дома, но и то, как их хранить, зачем они нужны, где и как их восстановить в случае утери, но также проводятся экскурсии в многофункциональный центр, администрацию района, в отдел полиции, в пенсионный фонд, в управление социальной защиты населения, в центр занятости населения.
Все блоки по своей сути направлены на формирование социальной компетентности и самостоятельности выпускника.
Заключительно-оценочный (рефлексивно-диагностический) этап, предполагает осмысление, анализ достигнутых результатов, оценку; коррекцию планов в случае неудовлетворительных результатов, возврат на проектировочный этап и повтор необходимых действий заново. Происходит сопоставление полученных результатов с запланированной целью.
Педагог-психолог центра ПВ и ПС Михайлова Л.В.
<Предыдущая |